Виктор Янукович, суперпрезидент всея Украины
Уважаемые украинки и украинцы, позвольте мне с грустью констатировать: вас опять дурят. Бог знает уже какой, но, боюсь, далеко не последний раз. И что интересно: теперь уже дурят преимущественно не политики, а персоны, претендующие на роль интеллектуалов. Некоторые — бессознательно, от недостаточных знаний, некоторые же — вполне сознательно, с четко определенными целями.
Название новой «дуры», бросить в масс-медиа и уже частично закрепленной в массовом сознании — «президентская республика». Мол, известное решение Конституционного Суда о возвращении в Основной Закон образца 1996 года и принятие нового Закона о Кабмине, где зафиксированы ощутимо большие полномочия главы государства, чем во времена Леонида Кучмы, означают переход (некоторые говорят — возвращение) Украины к президентской форме правления.
Следовательно Виктор Янукович ставят в один ряд с Бараком Обамой или Николя Саркози, мол, ничего страшного, вон видите — все механизмы демократии там хорошо работают, надо только развивать дальше гражданское общество, совершенствовать судебную власть, заниматься свободой слова — и все станет OK. И Украина превратится если не на вторую Америку, то на вторую Францию.
В действительности речь идет о совсем другой ряд государств и их лидеров. И не только потому, что во Франции — не президентская, а смешанная система правления, когда глава государства и парламент совместно формируют исполнительную власть. А потому, что президентская система управления предусматривает ощутимо другое деление полномочий между властными структурами и механизмы взаимодействия ветвей власти. И де-юре, и де-факто. С действующими же полномочиями президента и практикой управления государством Украина находится не рядом с Францией и США, а где-то между Беларусью, Казахстаном, Туркменистаном, Венесуэлой и Египтом.
О различии между нормальным главой государства и супер-пупер
Первая в мире эффективная и стабильная президентская республика — это Соединенные Штаты Америки. Властные полномочия там разделены так, что любое серьезное решение может быть воплощено в жизнь лишь при объединения законодательной постановления, исполнительного осуществления и судебного толкования. Создатели Конституции США, принятой еще в 1787 году и действующей (с 27 поправками) по сей день, положили этот принцип в основу всей властной системы. Как писал один из авторов этой Конституции Джеймс Мэдисон (как раз за 130 лет до выдвижения Владимиром Лениным лозунга «Вся власть советам»), «накопления всей власти — законодательной, исполнительной и судебной — в одних руках, то одного человека, или нескольких, а многих, независимо от того, она наследственная, или самозванная или выборная, — можно с уверенностью определить как тиранию ». История полностью подтвердила эту тогда еще теоретическую (в части выборной власти) максиму.
При этом правительство формирует и лично возглавляет президент, но Сенат утверждает президентские кандидатуры к властным органам (не только к правительству, но и членов Верховного Суда, которые приобретают свои полномочия пожизненно. Палата представителей создает суды низшего уровня. Президент имеет право вето в отношении законодательных актов Конгресса, которое может быть отклоненным большинством в две трети голосов. Глава государства не имеет права распустить парламент, тогда как последний может отправить его и любого из высоких чиновников в отставку (импичмент).Государственные финансы направляет путем утверждения бюджета и контролирует Конгресс, правительство лишь является их распорядителем. Верховный Суд, в свою очередь, может объявлять недействительными законодательные акты, признав их неконституционными, прежде по мотивам ограничение прав граждан США.
Есть, конечно, еще ряд нюансов взаимоотношений между ветвями власти, но нам достаточно и этого, чтобы отметить главные черты президентской республики. Но, пожалуй, основная из этих не записана в Основном или каких других законах: это высокий уровень гражданской самоорганизации. Если нет этого условия, если кто может из-за кулис контролировать избирателей или судебную власть — никакая совершенная конституция не поможет, и президентская республика выродится в банальную псевдодемократическую диктатуру, как это не раз случалось в странах Латинской Америки, которые копировали политическую систему США.
А теперь о другом: о так называемой «суперпрезидентской республику», как она толкуется в политических словарях, составленных еще до вступления Виктором Януковичем расширенных полномочий, значит, не на украинском материале. Итак, суперпрезидентской республике (англ. superpresidency или superpresidentialism) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей задекларирован, но реализован лишь внешним образом; действительности же власть сосредоточена у президента и подконтрольных ему учреждений. Является одной из форм авторитаризма. При этом президент нередко возглавляет властную партию, которая может быть вообще единственной или пользоваться значительными внеконституционным преимуществами перед другими партиями). Конституционные полномочия предусматривают издания указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, устранять министров и руководителей административно-территориальных образований и т.д.
А теперь посмотрим на то, какие полномочия де-юре плюс де-факто имеет Виктор Янукович. Реально все ветви власти подчинены ему; в Верховной Раде действует провластное большинство, высшие судебные инстанции, включая Конституционным Судом, в последние месяцы были укомплектованы надежными «донбассовскими» кадрами, что обеспечивает их «правильные» решения. Последний по времени пример — 11 октября главой Высшего специального суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел назначен член Партии регионов, народный депутат Леонид Фесенко из Луганской области. Единственным исключением пока является Верховный Суд, но вопреки Конституции Украины у него законодательными актами забрано практически все полномочия. Местные госадминистрации полностью в руках Партии регионов; даже в Крымской автономии правительство возглавляет «надежный донбассовец». Верховную Раду Янукович может распустить тогда, когда ему это нужно (наличие большинства в ней позволяет включить механизм роспуска), Служба безопасности выведена за пределы хотя формального парламентского контроля, более того — может единолично свободно распоряжаться средствами госбюджета и освободить когда хочет Генпрокурора без мотивации своих действий. Ну а относительно указов, имеющих силу законов — то достаточно зайти на официальное Интернет-представительство Президента Украины и прочитать, как Янукович регулирует развитие системы образования или внешнюю политику государства.
Планы — грандиозные, средства — соответствующие
Во время недавнего визита в Париж уже в роли суперпрезидента, Виктор Янукович сознательно или случайно привидчинив завесу над своими планами дальнейших изменений в политической системе Украины.
Во-первых, действующая Конституция «требует дальнейшего совершенствования». Это будет осуществляться с участием общественности. Что подразумевается под последним сроком, нетрудно догадаться, вспомнив состав и механизмы создания так называемой «общественной гуманитарной совета при президенте»: представителями общественности считаются те, кого на эту роль отобрал и уполномочил лично Янукович.
Во-вторых, будет изменена система выборов в Верховную Раду (на смешанную или сугубо мажоритарную) и время выборов. «Я хочу привести все выборы. Чтобы выборы в Верховную Раду и президентских проходили в один год. Обязательно. Только были бы разнесены во времени, например, на полгода », — подчеркнул Янукович. Что это означает в перспективе? То, что следующие выборы и президента, и нового состава Верховной Рады и местных советов и мэров городов проводиться 2015 году: весной выборы главы государства, осенью — парламентские и местные. Осуществить это не так уж сложно: сначала полномочия Верховной Рады будут продлены до осени 2012 года (содержащийся в уже проголосованном законопроекте), затем — еще на три года. Для этого конституционное большинство желающих посидеть подольше в Совете однозначно найдется. К тому времени, как заявлял уже не один чиновник, нынешняя оппозиция перестанет существовать.
В-третьих, главными принципами правления будут стабильность и порядок; слово «свобода» присутствовало только в одном из сообщений о визите, расположенный на официальном Интернет-представительстве президента — о создании общественного телевидения. Но что такое «общественное» в понимании суперпрезидента Украине? Все уже наглядно увидели, что такое «национальный», когда речь шла о позиции нового руководства Национального телевидения: это прославление власти и только власти за деньги налогоплательщиков. Вряд ли «общественное» телевидение существенно отличаться от «национального», тем более, что уже несколько месяцев существует «общественная гуманитарная совет».
Поэтому в стране имеет место «раздутая и сверхмощная исполнительная власть, не уравновешенная ни законодательной, ни судебной и не подотчетная им», и именно это «остановило развитие негосударственных политических организаций; помешало формированию эффективного государства; помешало появлению ответственного правительства». Это не про Украину писал американский политолог Стивен Фиш, а о России, но получилось, что и об Украине тоже …
А еще в политологических словарях написано, что установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства режимом «пожизненного президентства» (посредством референдума или голосования полностью контролируемого президентом парламента).Намек на такой сценарий развития событий уже прозвучал из уст министра юстиции Александра Лавриновича, мол, теперь, после отмены политреформы, Янукович теоретически имеет право, при желании, избираться и на третий срок в связи с тем, избиравшийся из ощутимо другими полномочиями . Интересно, что на второй срок действующего суперпрезидента еще никто не выбрал, но министра это не смущает: что там какой-то механизм выборов, главное — желание Виктора Януковича. Похоже, это желание некоторые считают главным и во всем остальном, что касается Украины.
Сергей Грабовский www.radiosvoboda.org