100 дней, которые "перевернут" таможню
Отсчет ста дней, которые глава Государственной фискальной службы Роман Насиров отвел на тотальную ликвидацию контрабанды на таможне, уже пошел. Собственно, именно так было интерпретировано в прессе заявление руководителя ГФС на совместной пресс-конференции с главой Одесской областной госадминистрации Михеилом Саакашвили, хотя речь шла, прежде всего, о преодолении коррупционной составляющей на Одесской таможне. В любом случае, даже если речь идет только об одном конкретном регионе, планка задания поднята чрезвычайно высоко. Для того чтобы выполнить поставленную задачу, нужно четко понимать предмет, которому предстоит противодействовать.
Дело в том, что, с точки зрения действующего Уголовного кодекса, понятие «контрабанда» носит исключительно криминальный характер. Статья 201 УК («Контрабанда») гласит: «перемещение через государственную границу вне таможенного контроля или с укрытием от таможенного контроля культурных ценностей, ядовитых, сильнодействующих взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, оружия и боеприпасов, а также специальных технических средств негласного получения информации». Однако основная проблема контроля за перемещаемыми грузами, с точки зрения сотрудников таможни, состоит далеко не в этом перечне, хотя по роду деятельности таможенникам приходится сталкиваться и с вышеперечисленными грузами. В широком устоявшемся понимании «контрабанда» — это незаконное перемещение товаров через таможенную границу Украины, содеянное в больших размерах. И именно так это было закреплено в предыдущей редакции Уголовного кодекса, который был изменен с легкой руки «регионального» большинства в парламенте в период деятельности экс-президента Януковича.
В итоге, на сегодня мы получили общественный и государственный запрос на осуществление таможенными органами действий, которые находятся вне их правового поля. И последние события, в частности то, что случилось на Закарпатье, – очередное тому подтверждение. Таможня была просто не в силах поставить заслон планомерному потоку «контрабанды», которая с точки зрения законодательства таковой не является. В свою очередь это отнюдь не значит, что таможенные органы самоустраняются от решения проблемы. Наоборот, я, как чиновник, который в структуре Государственной фискальной службы возглавляет направление таможни, неоднократно говорил о необходимости скорейшей координации усилий силовых органов Украины (СБУ, Государственной пограничной службы, МВД и таможни), создании общих баз данных и каналов срочного обмена информацией. Именно таким образом поставленную правительством и руководителем ГФС задачу остановить поток контрабанды можно будет решить в кратчайшие сроки. И, безусловно, немаловажную роль в этих процессах должна играть местная власть. Именно поэтому инициатива, направленная на борьбу с контрабандой, исходящая непосредственно от руководителя Одесской области Михеила Саакашвили, вселяет надежду на то, что все у нас получится. Нужно просто действовать сообща.