Ледоколы нашего времени
В последнее время в кабинетах чиновников все чаще слышу термин ледокол. Уже трудно вспомнить, кто произнес это первым. Кажется, Мирослав Маринович. Новые понятия витают в воздухе, поэтому неудивительно, что они озвучиваются одновременно.
Ледокол. Так называется человек, который берет на себя ответственность за слом конкретного постсоветского, средневекового или коррупционного механизма (часто все три признака встречаются одновременно). Важно, что конкретно и персонально. Своими руками.
Сегодня таких ледоколов уже достаточно много. Они могут занимать официальные должности или быть просто волонтерами. Могут иметь политический мандат на изменения или действовать на свой страх и риск. Это неважно. Важно, что их объединяет новая социальная роль, чрезвычайно востребованная обществом.
Вот уже полтора года каждое публичное выступление я стараюсь заканчивать одной и той же фразой: новая страна не обустроится из старой страны с помощью обычного ремонта. Новая страна прорастает через старую, как трава прорастает через трещины в асфальте. Молодое, гибкое, зеленое, живое пробивает старое, мертвое, черное, отжившее. Несмотря на кажущуюся слабость, использует каждую трещинку, чтобы вогнать туда росток и наполнить его силой жизни. Картинку, на которой ростки пробивают асфальт, можно считать коллективной фотографией нашего времени.
Нам нужно взломать этот старый асфальт. Нежные ростки новой страны могут не пробиться: слишком много лет и слишком много слоев. Нужен ледокол. Необходимы сотни ледоколов — в каждом министерстве, в каждой области, в каждом городе и на каждом государственном предприятии. Если посчитать — примерно 6 тыс. ледоколов.
Где их взять? Как защитить этот ледокольный флот от “атак с воздуха”, политической бомбардировки? От массированных обстрелов информационными минометами?
Новой стране нужны новые герои — и не только на фронте. Точнее, не только на том фронте, но и на этом, внутреннем. Ведь Украина ведет одновременно две войны: войну за независимость с последней империей мира и войну за модернизацию страны с внутренним врагом — Гидрой. Под этим словом понимается старая коррумпированная постсоветская система и ее активные представители: крупный бизнес, построенный на монопольном доступе к ресурсам, медиа и политике, обычно называемый олигархами, а также старое чиновничество, судьи и “силовики”, привыкшие разворовывать бюджет на верхнем уровне и собирать деньги с населения на нижнем уровне.
В поисках ресурса обратимся к истории. В борьбе против региональных феодалов (читай: олигархов) короли всегда опирались на их извечных противников — города с их вольным нравом, ремесленниками и купцами, зарождающимся капитализмом и университетами, церковными братствами и торговыми гильдиями. Именно здесь были самые мощные социальные союзники, чья энергия позволяла стремительно модернизировать страны.
Майдан как стартовая точка украинской революции сконцентрировал именно эту социальную энергию. Средний класс и городская интеллигенция, малый и средний бизнес, романтики-националисты и студенческая молодежь стали основными ударными силами событий, начиная с декабря 2013 года, и они же сформировали впоследствии основу добровольческих и волонтерских движений, благодаря которым страна выстояла под ударом агрессора.
Сегодня эти наиболее активные социальные группы чувствуют растущее разочарование, поскольку их энергия остается неиспользованной, а изменений в жизни страны они все еще не видят. С точки зрения среднего гражданина, вокруг все те же коррупция и произвол, монополизм и отсутствие правосудия, старые лица и старые схемы. Активное меньшинство, составляющее, по разным оценкам, 15–20 %, оказалось невостребованным социальным союзником. Политическая элита вновь замкнула все на себе и своих традиционных способах договариваться и балансировать интересы.
Именно из активных социальных групп, из бизнеса и гражданского общества придут 6 тыс. ледоколов. Если поверят. За их спиной встанут 600 тыс. друзей и коллег, которые защитят их от информационных и политических атак, помогут экспертной поддержкой, волонтерской работой и добрым словом. Только так делаются революции с хорошим концом. Неумение выбрать социальных союзников и сфокусировать их энергию на позитивных изменениях всегда заканчивалось печально и для стран, и для их властителей. Феодалы побеждали, замораживая страну в прошлом, закатывая ее новым слоем асфальта и принуждая активных граждан поднимать своим трудом и талантом другие страны.
Источник: Новое время