RSS

Украинские новости

Список преступлений "Айдара": Что делать с обвинениями Москаля

  •      9

Весной 2015 года на подконтрольной Украине части Луганской области разгорелась настоящая холодная война между главой военно-гражданской администрации Геннадием Москалем и батальоном ВСУ «Айдар». Глава области неоднократно остро высказывался о добровольческом батальоне, заявлял, что «Айдар» дискредитирует Украину. Сегодня стало известно, что Москаль передал Генеральной прокуратуре и МВД документы о преступлениях «Айдара» в Луганской области, совершенных во время руководства Сергея Мельничука.

«Как правило, эти преступления совершены так называемыми добровольцами, которые получили от Мельничука незарегистрированное оружие, носили нашивки «Айдара», но по документам в батальоне не значились. Я еще раз подчеркиваю, что часть «Айдара» действительно с оружием в руках защищает территориальную целостность Украины на передовой, тогда как другая часть решила банально заработать на войне. В перечне только 25 процентов преступлений, среди которых самые тяжелые и самые резонансные — похищение госслужащих с требованием выкупа, сопротивление работникам правоохранительных органов, ограбления предпринимателей и тому подобное», — заявляет Москаль.

Минобороны и МВД говорят, что расследуют все сообщения. В самом батальоне утверждают, что нарушители могли «прикрываться» именем «Айдара» или даже быть дезертирами. Руководство «Айдара» также обещает разбираться с жалобами, которые поступают.

«Список Москаля»

Так называемый «список Москаля» включает в себя 65 фактов преступлений, якобы совершенных бойцами батальона на территории Луганской области в мае-ноябре 2014 года. Абсолютное лидерство среди перечисленных преступных фактов удерживают вооруженные похищения людей – 34 случая. Среди особо резонансных можно вспомнить случай с мэром Луганска Сергеем Кравченко или с милиционером одного из батальонов МВД, которых бойцы «Айдара» под угрозой применения огнестрельного оружия лишали свободы. Во многих случаях, указывают в Луганской ВГА, информации о похищенных нет до сих пор.

На втором месте среди упомянутых Москалем фактов стоят вооруженные ограбления и угон – 13 случаев. Преимущественно, это ограбление частных домов местных жителей и конфискация автомобилей под угрозой применения оружия. Не так давно, в апреле, Москаль обвинял айдаровцев в угоне из медицинских учреждений двух машин скорой помощи. Хотя этих фактов в материалах нет.

Также в списке упоминается 7 случаев вооруженного ограбления и похищения людей. Еще задокументировано 5 фактов препятствования деятельности органов власти. Москаль перечисляет инциденты с давлением на суд, угрозы применения оружия против сотрудников милиции, инциденты с милиционерами на блокпостах.

Упоминаются 3 случая стрельбы, в результате которой были пострадавшие с огнестрельными ранениями. К примеру, в документе утверждается, что 14 мая 2014 года айдаровцы в Старобельском районе без причины открыли огонь по автомобилю – были ранены двое человек, в том числе – майор ВСУ.

Еще два эпизода обвинения – нанесение урона имуществу местным жителям. Один факт захвата зданий – офиса ТРК «Акцент». При этом в документах нет упоминания о недавнем заявлении Москаля о захвате айдаровцами хлебзавода «УкрВереск» в Луганской области.

Из не попавшего в «список Москаля», но звучавшего в СМИ, – разграбление дачи известного коммуниста Спиридона Килинкарова в июле 2014 года, разграбление универмага в Лутугино, многочисленные факты мародерства и даже неподтвержденное покушение на самого Геннадия Москаля.

«Военные «Айдара» ведут себя не как представители боевого подразделения, которое подчиняется Минобороны, а как вооруженные автоматическим оружием дебоширы, грабители или разбойники. Поведение подразделения дискредитирует в глазах местного населения как ВСУ, так и украинские власти в целом. Еще раз прошу принять в отношении преступников решительные и жесткие меры», — говорилось в сообщении Москаля в конце марта этого года. С тех пор конфронтация между гражданскими властями и батальоном ВСУ только усилилась.

«Айдар» год спустя

Недавно батальон «Айдар» отметил годовщину своего существования. Это одно из первых добровольческих формирований, которое с мая 2014 года принимает участие в АТО и действует строго в Луганской области. Значительную часть его бойцов вначале составляли участники «Самообороны Майдана» во главе с сотником Сергеем Мельничуком, которые не хотели служить в добровольческих структурах в системе МВД. Батальон был оформлен как структура Минобороны.

«Айдар» принимал активное участие в боях на Донбассе летом 2014 года, в частности в районе поселка Металлист, городов Лутугино, Счастье. В составе «Айдара» воевала и Надежда Савченко, которая в июне 2014 года попала в плен и была передана спецслужбам РФ.

Бойцы батальона сейчас охраняют ТЭС в городе Счастье — одну из самых мощных электростанций, которая обеспечивает энергией значительную часть Луганской области, в том числе и Луганск.

Однако не следует забывать, что сегодняшний «Айдар» формально мало напоминает батальон образца мая 2014 года. В сентябре «Айдар» был переоформлен как 24-й отдельный штурмовой батальон Сухопутных войск ВСУ. После избрания первого комбата «Айдара» Сергея Мельничука депутатом парламента, в батальоне возникла спорная ситуация с руководством.

Так, часть бойцов фактически продолжала выполнять приказы Сергея Мельничука, а часть подчинялась назначенному Министерством обороны подполковнику Евгению Пташнику. В самом батальоне произошли также и организационные изменения: 27 января номер воинской части изменился с В2950 на В0624. В батальоне обвинили силовые службы в попытках расформировать батальон, вывести «старых» бойцов из его состава. «Это делается с целью предотвращения злоупотреблений с печатью и документами, которые были ранее утрачены и могут стать инструментом в махинациях отдельных лиц», — пояснили в Минобороны.

Луганская ВГА Геннадия Москаля не раз заявляла, что в «Айдаре» до настоящего времени существуют проблемы с подчинением его бойцов. Москаль заявляет, что часть добровольцев не была оформлена официально, однако им выдали оружие. Есть некое разделение бойцов на «старых» и «новых». Первые якобы лояльны Мельничуку, вторые – Пташнику. Сейчас первых в «Айдаре» осталось совсем немного. Поначалу Пташнику было очень сложно навести порядок с подчинением, о чем он сам не стеснялся говорить в интервью. К слову, у Москаля и Пташника сложились вполне рабочие отношения, в отличие от Мельничука, с которым губернатор конфликтовал.

Новая администрация «Айдара» заявляет, что к озвученным Геннадием Москалем инцидентам могут быть причастны либо бывшие вояки «Айдара», которых сейчас фактически называют дезертирами (сами они заявляют о незаконном увольнении их из батальона путем махинаций с печатью и переоформлением), или же люди, которые используют символику части. В СМИ было растиражировано наименование «Черный Айдар» для мародеров.

Преступление и наказание

Как обстоит ситуация с так называемыми «черными» айдаровцами, которых как раз и подозревают в преступлениях, в силовых структурах прямо не говорят. Известно только, что арестованы около 50 человек, имевших отношение к «Айдару». Об этом в мае 2015 года сообщил начальник УВД Луганской области Анатолий Науменко. «По батальону «Айдар» у нас уже относительный порядок. Около 50-ти человек арестовано, в том числе за убийства, грабежи, разбои. Нам известно о 150-ти преступлениях, которые они совершили», — сказал милиционер.

На самые резонансные факты вроде захвата хлебзавода и угона скорых Минобороны отреагировало посредством направления на место группы военнослужащих с Военной службы правопорядка Вооруженных сил Украины. Позже Минобороны заявляло, что, к примеру, к захвату хлебозавода «бойцы из 24 отдельного штурмового батальона («Айдар») не имеют отношения, находятся на своих позициях и выполняют определенные задачи». «К сожалению, имеют место случаи, когда преступники, используя символику батальона «Айдар», совершают противоправные действия и намеренно дискредитируют военнослужащих ВСУ», — добавили в Минобороны. Заявления о дискредитации ВСУ звучат из уст чиновников оборонного ведомства все чаще.

Свое расследование различных инцидентов обещают провести и в «Айдаре». Еще весной представитель Антитеррористической операции в Луганской области Руслан Ткачук обнародовал заявление, подписанное главным старшиной батальона Лихолитом, в котором сказано, что «Айдар» заинтересован в расследовании обнародованных Геннадием Москалем случаев. «Мы очень обеспокоены преступным поведением отдельных представителей нашего батальона, которые дискредитируют сам батальон, как и все вооруженные силы в целом», — говорится в заявлении. Фактически, в батальоне подтвердили, что к некоторым случаям причастны действительно бойцы батальона, хотя напомнили, что были случаи, когда противоправные действия совершали люди, которые только выдавали себя за «айдаровцев».

Бойцы, пожелавшие остаться не названными, рассказывают, что активизация Геннадия Москаля не случайна. Якобы конфликт между губернатором и частью батальона (бойцами «первого созыва», лояльными Мельничуку) не в последнюю очередь вызван финансовыми вопросами. «Айдаровцы» уверяют, что мешают губернатору в его «хозяйственной» деятельности, нечистых делах, связанных с перераспределением собственности в области. По их же словам, верные Пташнику «айдаровцы» с Москалем не конфликтуют. Проверить эти заявления сложно. Не исключено, что в деле замешаны вопросы контрабанды товаров на оккупированные территории. Еще в прошлом году в «Айдаре» сообщали, что бойцам предлагали деньги за сдачу Луганской ТЭС.

Впрочем, под следствием находятся не только бойцы (в том числе бывшие) «Айдара», а и его бывший комбат Сергей Мельничук. Генпрокуратура подозревает депутата в организации банды из подчиненных ему добровольцев. Досудебное следствие установило, что Мельничук «в течение мая-сентября 2014 года организовал вооруженную банду с целью нападений на предприятия, учреждения, организации и отдельных лиц и совершения иных преступлений, направленных на вооруженное и открытое завладение чужим имуществом, принимал участие в указанной банде и организовывал совершаемые ею нападения». Следователи заявляют, что Мельничук организовал свою банду «из числа подчиненных ему военнослужащих батальона («Айдар», – ред.), а также не оформленных в батальоне лиц».

В обращении генпрокурора Шокина к Раде по поводу лишения Мельничука неприкосновенности говорится, что следствие назвало имена десятерых человек, которых обвиняют в участии в «банде Мельничука» и что были и другие «не установленные следствием лица».

Преимущественно в подозрении ГПУ речь идет о фактах, произошедших вне зоны АТО. Сегодняшнее же обращение Москаля перечисляет факты из жизни батальона в зоне проведения АТО. Если материалы приобщат к делу «Мельничука-Айдара», это станет не только еще одним камнем в огород нардепа, но и фактически подтвердит причастность батальона ВСУ к военным преступлениям. Напомним, осенью прошлого года влиятельная международная организация по правам человека Amnesty International опубликовала отчет с обвинением добровольческого батальона «Айдар» в совершении ряда преступлений, часть из которых может быть квалифицирована как военные. Эти данные Amnesty International широко тиражировались в российских СМИ, а тамошние политики экстраполировали ситуацию с «Айдаром» на все ВСУ.

«Поскольку 24-й отдельный штурмовой батальон «Айдар» Сухопутных войск Вооруженных сил Украины официально подчинен Министерству обороны Украины, бойцы этого подразделения могут нести ответственность и за совершение военных преступлений. Также бойцы «Айдара» могут  нести ответственность и за совершение преступлений общеуголовной направленности. Военными преступлениями признаются предусмотренные соответствующим разделом УК Украины преступления против установленного законодательством порядка несения или прохождения военной службы (среди них — похищение людей, присвоение имущества, оружия, средств передвижения). Часть лиц, которые, согласно заявлению Москаля, причастны к совершению преступлений, но официально не входят в состав батальона, хотя и носят его нашивки, могут нести ответственность как соучастники военных преступлений», — комментирует ситуацию старший юрист юридической компании «L.A. Group» Кристина Мыгаль.

Отметим, что в части 2 статьи 8 Римского статута Международного уголовного суда определяется, что военным преступлением может считаться умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или ущерба здоровью, незаконная депортация или перемещение или незаконное лишение свободы. Это лишь те пункты, которые указаны в обращении Геннадия Москаля. И когда подобные действия совершаются военнослужащими, это дает повод международным организациям квалифицировать их как военные преступления. К слову, Украина до сих пор не ратифицировала Римский статут, чтобы избежать встречных исков по Донбассу. Так что заявление Москаля кроме чисто юридических последствий имеет еще и политические.

Кристина Мыгаль добавляет, что все указанные главой ВГА Москалем сообщения подлежат проверке на предмет того, не ведется ли уже по заявлениям потерпевших следствие. «Если по непонятным причинам следствие не ведется, то по сообщению указанным представителем власти определенные ГПУ органы зарегистрируют уголовные производства и проверять их следственным путем. Дальнейшее обвинения, в том числе квалификация уголовных правонарушений, будет зависеть от установленных следствием обстоятельств и полученных доказательств», — добавляет юрист.

По ее словам, с учетом того, что Рада предоставила согласие на привлечение к уголовной ответственности народного депутата Украины Сергея Мельничука, а тот подозревается в совершении ряда уголовных преступлений, в том числе и ст. 257 (бандитизм), указанные в обращении Москаля сведения будут проверяться также органом досудебного следствия, в производстве которого находится уголовное правонарушение относительно Мельничука.

Вскоре следственные органы должны дать официальный ответ о судьбе заявления Геннадия Москаля.

112.ua

Related Images:

Система Orphus

Украинские новости © 2010-2023
Копирование материалов разрешено при условии прямой гиперссылки на Украинские новости

Материалы с пометкой «имидж» публикуются на правах рекламы и ответственность за их содержание несет рекламодатель.