Эксперт назвал три цели, которых добивается украинское правительство в переговорах с иностранными кредиторами
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко на пресс-конференции в «Главкоме» рассказал о том, как правительство собирается договориться с иностранными кредиторами о возврате долга.
«Для того чтобы лучше понять, я объясню как работает рынок. Когда государство выходило на первичный рынок, оно выпускало эти бонды в сумме 15 млрд., но инвестор не всегда будет держать то, что купил. Он может все порционно продавать, может целыми пакетами продавать, может у кого-то покупать, а потом снова продать. И тут мы все должно четко представлять, что часть этого долга может быть настолько распылена, что идентифицировать, у кого находятся наши долги, невозможно до тех пор, пока владелец долговой расписки нашего правительства сам о себе не заявит. О чем ведет переговоры наше правительство? Оно ведет переговоры сразу по трем направлениям: 1. Украина хочет увеличения срока обращения этих ценных бумаг на 5 лет; 2. Украина хочет урезания купона на 2-3% пункта, сейчас мы платим в среднем около 8%; 3. Украина хочет «стрижки», то есть снижения тела бонда», — объяснил эксперт.
Он также отметил, что 8%, которые Украина платит по евробондам, означают, что «мы – нищая страна, находящаяся в состоянии войны, – должна платить 1,2 млрд. долл. за обслуживание только этой части долга, это 1,5% нашего ВВП».
«Это же колоссальная сумма и сколько закрыть мы могли бы дыр в бюджете! Но не платить по долгам мы тоже не можем, так не работает финансовая система, даже если мы объявим собственный дефолт. Поэтому правительство правильно действует по логике, разговаривая по этим трем направлениям. Но логика тех, кто купил наши долги совершенно другая. Они вроде как понимают нашу проблему, но наши держатели долгов – это частники, это различные инвестиционные компании, инвестиционные фонды, частные индивидуумы, а не какое-то государство. Поэтому они говорят о так называемой мягкой реструктуризации. Они могут добавить 5-7 лет продления погашения долга. Что касается уменьшения тела кредита, это всегда очень драматично для кредитора. Потому что ему тогда нужно будет в своих финансовых отчетах показать убыток», — заявил Устенко.
Он подчеркнул, что в нынешней ситуации обе стороны находятся под колоссальным давлением. В Украине работает миссия МВФ и в середине июня в Вашингтоне должен быть вынесен на рассмотрение вопрос по Украине.
«Одно из условий позитивного решения по Украине – это реструктуризация украинского госдолга. Если предположить, что мы не реструктуризировали внешний долг, хотя бы эти 15 млрд. долл., это означает, что программа МВФ остановлена. Мы не получаем дополнительные деньги. И большая часть кредитных программ, которые открыты для Украины, будут заблокированы, потому что каждая такая программа имеет оговорку «в случае действия программы МВФ». Украина оказывается в системе координат, когда дополнительного внешнего источника финансирования уже просто не существует. Долги есть, их надо проплачивать, к тому же есть еще долги и внутренние… Тогда мы объявляем дефолт», — резюмировал эксперт.
Посмотреть запись пресс-конференции можно здесь.
Читайте также материал Дефолт или не дефолт, вот в чем вопрос!