RSS

Украинские новости

Последние новости войны за историю Украины: одного «оранжевого» бойца выведено из строя/openDemocracy/

  •      0

Воюют с историей или боятся рассекречивания агентов?Задержание историка Руслана Забилой в Украине многие восприняли как наступление на восстановление украинской исторической памяти. Вместе настоящим мотивом спецслужбы мог быть страх перед рассекречиванием списков агентов, завербованных бывшим КГБ, — пишет Роман Кабачий в статье, которую опубликовал британский интернет-портал openDemocracy.

Недавнее задержание директора одного украинского музея Руслана Забилой вызвало громкий протест. Действительно ли он разгласил государственные тайны, или режим Януковича просто пытается уничтожить все «оранжевые» достижения, в том числе и восстановления украинской исторической памяти?

В пресс-секретаря Службы безопасности Украины Марины Остапенко — непростая работа. Всего полгода назад ей пришлось участвовать в инициативах Службы безопасности, целью которых было восстановить историческую память Украины. Были опубликованы неизвестные ранее документы о Голодоморе [голод в Украине], что повлекло за собой обвинения в геноциде против десятка глав Украинской ССР. В областных центрах на юге и востоке Украины открылась выставка архивов СБУ под названием «Украинская повстанческая армия (УПА). История непокоренных ». По новому режиму Марине приходится аргументировать то, что сейчас СБУ сворачивает эти инициативы, а также находить оправдания мерам, которые были приняты против историков, стремящихся освободить Украину от постсоветского видение исторических процессов.

Впечатляющим примером сворачивания инициатив режимом «людей из Донецка» и их протеже Валерия Хорошковского, главы Службы безопасности, стало задержание львовского историка и директора Национального музея-мемориала «Тюрьма на Лонцкого» Руслана Забилой. Утром 8 сентября офицеры в штатском арестовали его на киевском вокзале и доставили в главное управление СБУ на Владимирской, 33 (в советские времена она называлась улица Короленко, для многих граждан, которых ожидала репрессии, это было страшное место. Здесь ученого продержали 14 часов, допрашивая о «возможном разглашении государственной тайны». Офицеры заставили Забилой отдать им свой ноутбук и два жестких диска, на которых была историческая информация — рассекреченные документы, касающиеся истории украинского освободительного движения во время Второй мировой войны (широко известного под названием «бандеровского» движения. Офицеры посоветовали Забилой сменить профессию и стать школьным учителем и «подумать о своей семье».

После того, как ученого выпустили, не вернув компьютер, Забилый и его коллеги из Центра исследования освободительного движения (который возглавляет бывший директор архива СБУ Владимир Вятрович) провели пресс-конференцию. Забилый рассказал, что сейчас, похоже, можно изучать стратегию и тактику УПА исключительно с разрешения «сверху». СБУ сразу же возбудила уголовное дело в связи с разглашением государственной тайны. Они конфисковали два компьютера с львовского музея «Тюрьма на Лонцкого» и запретили работникам музея заходить в здание. Руслан Забилый узнал об уголовном деле из выпуска новостей.

15 сентября под зданием СБУ в Киеве была проведена протест под названием «Приходи и сдавайся! До этого бывшего центра пыток разгневанные демонстранты принесли диски с исторической информацией, которая была рассекречена при президентстве Виктора Ющенко, а теперь на нескольких сайтах — Львовского национального университета им . Ивана Франко, Киево-Могилянской академии, архива Службы безопасности Украины и Центра исследования освободительного движения. Среди демонстрантов были представители Всеукраинского общества политических узников, известные украинские диссиденты, например Левко Лукьяненко, Николай Горбаль, Степан Хмара, Евгений Сверстюк и Василий Овсиенко. Овсиенко держал в руках плакат: «Мы — живые носители секретной информации». Приняли участие в протесте и представители украинской интеллигенции.Среди них была писательница Оксана Забужко, чей новый роман «Музей заброшенных секретов» базируется на архивных материалах. За один из эпиграфов к роману взято надпись на стене тюрьмы на улице Лонцкого, что во Львове, датированный 1952 годом: «Хоть знать, что с нами? Жди нас ». Забужко призвала работников СБУ прекратить быть офицерами НКВД и стать работниками Службы безопасности Украины.

Полны смешанных чувств читатели могли бы поинтересоваться, что это за тюрьма на Лонцкого, и почему музей и его директор частности стали мишенью атаки СБУ. Они могли бы поинтересоваться, а нет скрытых мотивов, кроме того, о каком Руслан Забилый рассказал в интервью «Украинской недельные», «чтобы и архивное информация, которая появилась в последние несколько лет, можно меньше работала на формирование общественного мнения , поменьше использовалась наукой ».Немного света проливает официальное объяснение, которое выдала после протеста 15 сентября пресс-служба СБУ: «СБУ была инициатором открытия в бывшей львовской тюрьме Мемориально-исследовательского комплекса памяти жертв оккупационных режимов […] К этому времени Музей находится на балансе СБУ, содержится за счет бюджета СБУ, его работники, в том числе его директор господин Забилый получают зарплату в СБУ ». Впрочем, это заявление вызывает еще больше вопросов.

Тюрьма на улице Лонцкого (на углу нынешних улиц Карла Брюллова и Степана Бандеры (!)) Была создана в межвоенный период, когда в польском полицейском комплексе отвели место для содержания политических заключенных. Сначала она предназначалась для украинских националистов, благодаря чему пользуется себе печальную известность среди украинского сообщества Галичины. Во время так называемой «первой советской оккупации» 1939-1941 годов в тюрьме вместе с украинскими националистами удерживали бывших польских чиновников, полицейских и участников подполья. В июне 1941 года при отступлении Красной армии НКВД расстрелял всех заключенных на темничного (подобное произошло во многих тюрьмах Западной Украины). Во время немецкой оккупации тюрьма была в подчинении Гестапо, там опять появились поляки, евреи, те, кто пытались спасти евреев, а также украинские националисты (последователи Бандеры). Среди них был греко-католический священник Эмилиан Ковш, крестившего еврейское население поселка Перемышляны, за что был позднее канонизировал Папа Иоанн Павел II. Когда советская власть вернулась, тюрьму снова заполнили украинскую.

Независимой Украине потребовалось определенное время, чтобы открыть в тюрьме музей, второй такого рода музей в Европе.Первую секцию экспонатов открыли лишь в июне 2009 года.Здание тюрьмы и дальше принадлежала львовском управлению СБУ, поэтому оставался под его контролем и музей. Впоследствии это обернулось бедой. Сначала перспективы были достаточно оптимистичными: Руслан Забилый получил 150 000 гривен от фонда супруги президента Екатерины Ющенко «Украина 3000».Деньги должны были пойти на развитие музея, были планы открыть новую выставку об украинских диссидентов, подвергшихся гонениям … Когда стало ясно, что пророссийские силы, с которыми связывают Виктора Януковича, могут вернуться к власти, в начале 2010 года произошла попытка перевести музей под юрисдикцию Украинского института национальной памяти, но правительство Николая Азарова приостановил процесс передачи. Пребывание под юрисдикцией Службы безопасности стало для музея-мемориала Ахиллесовой пятой.

Музей на Лонцкого критикуют за его однобокость, а если точнее — за украиноцентричность. Юрию Радченко, историку из Харьковской области, который занимается изучением Холокоста, не удалось скрыть своего разочарования: «вся экспозиция посвящена трагедии и боли украинского, здесь не упоминаются другие народы». Более 100 ученых со всего мира выразили поддержку Руслану Забилой в его конфликте с СБУ. Среди них Эндрю Уилсон, Тимоти Снайдер, Андреа Грациози, Фрэнк Сисин и другие. Они выразили свою позицию довольно необычным образом: «Многие из нас подписали эту петицию, хотя мы не можем согласиться с политической линией Руслана Забилой или с его взглядами на историю Украины». Они в основном имели в виду восславление украинского освободительного движения и игнорирование других форм подполья в Галичине, участие украинских в еврейских погромах в 1941 году, а также тот факт, что никак не упоминается антипольская кампания украинского освободительного движения в Галиции и Волыни в 1943-44 годах . Ахиллесовой пятой скорее позиция Забила и его коллег из Центра исследования освободительного движения, а не пребывание музея под юрисдикцией СБУ.

Что же произошло дальше? Неожиданным поворотом событий стал «утечка информации» из СБУ в русскоязычной газеты «Сегодня», традиционно приближенной к Партии регионов (которая сейчас является правящей. Украинская уже привыкли к тому факту, что если «Сегодня», «пользуясь своими источниками, публикует сведения, то это потому, что кто у власти хочет, чтобы эта информация была опубликована в СМИ перед официальным заявлением. В статье, опубликованной 16 сентября, говорится, что СБУ, собственно, интересуется не историческими исследованиями Забилой, а его возможной причастностью к утечке списков агентов и людей, которых в Украинской ССР завербовал КГБ. Немало документов такого рода был найден в материалах, конфискованных у Забилой. Вполне понятно, что многие агенты КГБ еще живы и все еще работают на спецслужбы, некоторые — на высоких должностях.Правда или ложь? Если это правда, тогда понятно, что Украина и в частности Служба безопасности боятся советских скелетов в шкафу и разоблачения. Если СБУ заявит, что именно это было причиной задержания Забилой, это будет означать, что у Украины нет украинской секретной службы: существующая структура переняла не только методы КГБ, но и его сущность. В 21-ом веке этот факт не свидетельствует ни о их профессионализме, ни об эффективности.

Related Images:

Система Orphus

Украинские новости © 2010-2023
Копирование материалов разрешено при условии прямой гиперссылки на Украинские новости

Материалы с пометкой «имидж» публикуются на правах рекламы и ответственность за их содержание несет рекламодатель.