Украинская демократия в опасности /The Wall Street Journal/
На украинский свободе можно ставить крест? Виктор Янукович постепенно устраняет препятствия к установлению неограниченной власти. Сомнительными методами он получил контроль над Киевом и Конституционным судом. Тем временем СБУ запугивает интеллектуалов. Теперь наступление на демократию можно вести ускоренными темпами.
Новый президент Украины преследует инакомыслящих и укрепляет свою власть.
Правительство президента Виктора Януковича нанес по и без того слабой украинской демократии три сокрушительные удары.
7 сентября украинский парламент принял закон, которым фактически лишил жителей столицы Киева права на самоуправление. По закону, исполнительные функции города теперь относятся к полномочиям Киевской городской государственной администрации.Кто назначает председателя этого органа? Президент. Принятый парламентом закон позволяет господину Януковичу контролировать город, постоянно голосует против него, его партии и его приспешников; город Оранжевой революции, которая опозорила Януковича в 2004 году; город, где больше всего в стране иностранных дипломатов, журналистов и бизнесменов. Янукович знает, что невозможно контролировать Украины, не контролируя Киев. Теперь он получил над ним контроль.
Важно контролировать также и украинских интеллектуалов. 8 сентября Служба безопасности в течение 14 часов допрашивала молодого историка Руслана Забила.Причиной послужило то, что господин Забилый якобы планировал разгласить государственную тайну. А какой же его настоящее преступление? Господин Забилый исследует Голодомор (искусственно вызванный голод, который в 1932-33 годах унес жизни миллионов украинская), а также украинское националистическое сопротивление советской власти в период после Второй мировой войны. На обе темы администрация Януковича наложила табу. В лучших традициях КГБ Служба безопасности конфисковала компьютер господина Забила, посоветовала ему подумать о семье, расспросила о связях с иностранными учеными и возбудила против него уголовное дело.
Еще в мае Служба безопасности осуществила предупредительный визит к ректору Украинского католического университета, отца Бориса Гудзяка. Студенты университета, которым руководит этот американец украинского происхождения, выпускник Гарварда, не относятся благосклонно к политике «сильной руки» и помогли победить Януковича во время Оранжевой революции 2004 года, а также протестовали против его действий после инаугурации. Еще в мае можно было думать, что визит к отцу Пуговицы — это лишь единичный инцидент. А теперь случай господина Забила свидетельствует, что наступление на инакомыслящих ученых только начался.
Не стоит забывать и о судебной власти. 9 сентября ушли в отставку трое судей Конституционного суда Украины. Это произошло, поскольку они критиковали избирательные махинации Януковича накануне Оранжевой революции. Неудивительно, что соратники Януковича утверждают, будто эти трое судей — коррупционеры. Их уход превращает и без того бесхребетную институт в марионеточный орган и открывает перед господином Януковичем и его соратниками возможность внедрять следующие антидемократические меры. Это довольно обнадеживающая новость для намерений господина Януковича укрепить президентскую власть и продлить свой срок пребывания в должности по образцу Казахстана, России и других постсоветских авторитарных государств.
Вышеупомянутые события произошли на фоне первого за правления Януковича «исчезновение» инакомыслящего, редактора Василия Климентьева, который в начале августа вышел из своего жилища в Харькове и не вернулся. Мэр Харькова, соратник Януковича, пренебрежительно заявил, что господин Климентьев мог исчезнуть по личным причинам. Но поражает время исчезновения: господин Климентьев именно расследовал коррупцию среди местных чиновников, сторонников Януковича. Сейчас распространено убеждение, что господин Климентьев уже мертв и что его случай — «Гонгадзе-2». Имеется в виду журналист Георгий Гонгадзе, который исчез в 2000 году и который был обезглавлен за оппозицию к режиму тогдашнего президента Леонида Кучмы.
Мессидж Януковича Украины — и миру — вполне понятен: теперь в его руках суды и столица, и вольнодумцы — в состоянии боевой готовности. Теперь наступление на демократию можно вести ускоренным темпом. Покойся с миром, украинских свободо. Не успели мы тебя и узнать.