Москва признала выборы в ДНР и ЛНР
В контролируемых сепаратистами районах Донбасса в воскресенье, 2 ноября, состоялись выборы председателей и парламентов самопровозглашенных ДНР и ЛНР. До тех пор ими руководили премьер-министры, которых официально никто не назначал. Явка избирателей, по словам верхушки сепаратистов, составляла 70-75%. Председателями республик стали нынешние премьеры — 38-летний Александр Захарченко в ДНР и 50-летний Игорь Плотницкий — в ЛНР. А их партии — «Донецкая республика» и «Мир Луганщины» — якобы набрали больше всего голосов в парламенты республик.
- Фарс под дулами танков и автоматов, который 2 ноября устроили две террористические организации на части Донбасса — это ужасное событие, которое не имеет ничего общего с реальным волеизъявлением. Украина и весь цивилизованный мир не признают этот фарс, — говорит президент Петр Порошенко. — Рассчитываю на то, что псевдовыборы не признает и Россия, потому что они являются грубым нарушением Минского протокола от 5 сентября, под которым стоит подпись и представителя РФ.
Евросоюз и США осудили псевдовыборы на Донбассе. Зато российский МИД в воскресенье вечером отправил сообщение, что они «уважают волеизъявление жителей Юго-Востока». А министр иностранных дел Сергей Лавров неделю тому назад сказал, что «Москва признает выборы 2 ноября».
- Россия в который раз показала, что с ней невозможно договариваться, — говорит политолог Тарас Загородний, 35 лет. — В минских соглашениях отмечалось: выборы на оккупированных территориях должны пройти по украинскому законодательству 7 декабря. Это значит, что Россия и дальше пытается интерпретировать события так, как ей нравится. Это великодержавные понты: «Делаем все, что заблагорассудится, потому что мы — великое государство». Хоть официально в заявлении их МИДа хитро написано: они «признают выборы в некоторых регионах Донецкой и Луганской областей». Это значит, что Москва хочет повесить Донбасс на шею Украине, чтобы мы его финансировали. Оплачивали и обеспечивали газом, платить пенсии, а они будут по-прежнему делать, что захотят. Если Россия будет идти дальше на обострение — Запад засыплет ее санкциями. Экономику доведут до коллапса, чтобы деньги были только на еду.
- В Донецкой области собрались какие-то люди, организовали свой ЦИК, открыли какие-то участки, показали результаты, явку, — рассказывает журналист из Донецка Виталий Сизов, 28 лет. — Участков открыли где-то вчетверо меньше, чем обычно на выборах — президентских, парламентских или местных. Поэтому возникали искусственные очереди, чтобы показать, что люди идут голосовать и это им нужно. Во-вторых, после выборов продавали овощи по гривне. Таким образом заманивали пенсионеров. Еще до начала было ясно, кто с каким результатом победит. Роман Лягин, который возглавляет типа ЦИК в ДНР, всю жизнь работал на Партию регионов и занимался фальсификациями.
Почти никто не ждет освобождения территорий, потому люди как-то пытаются жить. Ходят на работу, о политических взглядах молчат. Предводители сепаратистов попытаются расширить свои территории. Но без помощи России сделать это невозможно.
- Дальнейшие планы боевиков — как минимум, отделиться от Украины. Максимум — присоединиться к России, — говорит 43-летний Дмитрий Снегирев из Луганска, лидер общественного объединения «Права справа». — Проведя «выборы» на Донбассе, сепаратисты сформировали собственную вертикаль власти. Дальше создадут свой «парламент» и изберут человека, который будет представлять интересы ДНР и ЛНР. Попытаются установить контроль на всей территории Донецкой и Луганской области. Наверное, вооруженный конфликт обострится. Боевики будут наступать по нескольким направлениям. В Донецкой области — на Дебальцево, на Луганщине — на города Счастье, Попасную, с выходом на Северодонецк и Лисичанск. Еще дээнэровцы попытаются взять под контроль Мариуполь и Славянск. Плотницкий и Захарченко, которые побеждают на «выборах», в определенной степени контролируемы как Москвой, так и Киевом. Они не планируют строить Новороссию с присоединением к ней других территорий Украины. Будут отдельные республики — ЛНР и ДНР. Объединяться они не собираются.