Как Давиду победить Голиафа? Об информационной политике в Крыму
Нужна ли Украине концепция информационной политики в крымской автономии и Севастополе? Этот вопрос становится риторическим при одном только взгляде на масштабы информационной экспансии Российской Федерации в Крыму. Стремление вернуть Украину в сферу своего влияния буквально «украинизировало» российское информационное пространство. Соответственно, если судьба наших сограждан, оставшихся в заложниках на полуострове, нам не безразлична, должна произойти симметричная «крымизация» украинского информационного пространства. Однако в основу этой работы должны лечь не «традиционные ценности» российских СМИ – откровенная ложь и манипуляции, мифотворчество и инсценировки, а устоявшиеся в цивилизованном мире этические и редакционные принципы.
Комплексная информационная политика создаст компенсаторный механизм, который не позволит российским властям окончательно свернуть в Крыму свободу мысли и слова. Ее основным содержанием станет освещение и содействие в восстановлении гражданских, этнических, языковых и религиозных прав крымчан – граждан Украины, попираемых российской властью.
Что происходит на полуострове?
До конца текущего года оккупационные власти Крыма планируют окончательно завершить процедуру по сворачиванию свободы слова и печати на территории полуострова.
С марта в оккупированном регионе прекращено вещание всех эфирных украинских телеканалов, а также независимой ТРК «Черноморская телекомпания». Оккупационными властями захвачена государственная телерадиокомпания «Крым».
Крымские медиа, освещающие факты нарушения гражданских прав и свобод, лишены возможности получить аккредитацию в так называемых «республиканских органах власти». Более того, на них оказывается давление со стороны силовых ведомств Российской Федерации.
Телеканал «АТR», который наряду с двумя радиостанциями и информационным агентством входит в крупнейший независимый медиа-холдинг Крыма, в сентябре получил предупреждение от Центра МВД Российской Федерации по противодействию экстремизму в Крыму о том, что его информационная политика несет угрозу экстремистской деятельности. Аналогичное предупреждение от Управления ФСБ по Республике Крым получил еженедельник «Авдет», печатное издание, близкое к Меджлису крымскотатарского народа.
По решению ФСБ, генеральному координатору крымского информационного агентства «QHA» (Qırım Haber Ajansı) Исмету Юксель запрещен въезд на территорию полуострова сроком на 5 лет. Одновременно с этим происходит систематическое блокирование работы влиятельных независимых интернет-ресурсов.
Ряд СМИ, в виду аналогичного давления российских силовых структур, вынуждены прекратить свою работу в Крыму или мигрировать на материковую часть Украины.
Масс-медиа, продолжающие работу в Крыму, вынужденно заняли позицию, которая игнорирует факты незаконной аннексии Крыма, а также массового нарушения гражданских, этнических, языковых и религиозных прав жителей полуострова.
Более того, подавляющее большинство данных масс-медиа осуществляет ретрансляцию российской пропаганды относительно незаконной аннексии Крыма и событий в Украине.
Наступление на свободу слова в Крыму сопровождается имитацией плюрализма. Качественные различия между редакционными политиками СМИ подменяются количеством российских и пророссийских масс-медиа. На эфирных частотах украинских телеканалов с марта вещают российские телеканалы. Создаются новые, коммунальные и частные (с российским капиталом) медиа-холдинги, которые становятся пропагандистскими инструментами Российской Федерации.
С 1 января 2015 года на территории Крыма будет юридически запрещена деятельности СМИ, которые не прошли перерегистрацию или не зарегистрировали юридическое лицо в соответствии с российским законодательством, а также не получили лицензию в Роскомнадзоре.
Анализ информационной политики оккупационных властей в Крыму показывает, что отказ в регистрации или перерегистрации, отказ в предоставлении лицензии превратятся в дополнительные, правовые, факторы ограничения свободы слова на территории полуострова.
Так, отсутствие регистрации и лицензии станут формальными предлогами, например, для блокирования работы независимых интернет-ресурсов на территории Крыма, юридического преследования собственных корреспондентов украинских СМИ на полуострове, препятствования появлению новых масс-медиа.
«Крымская тема» в украинских СМИ
На фоне общего числа ежедневных сообщений о ситуации в зоне АТО, «крымская тематика» в украинском информационном пространстве уходит на «второй план». Тогда как практически ежедневно в Крыму нарушаются гражданские, этнические, языковые, религиозные, хозяйственные права крымчан, требующие активного освещения в масс-медиа.
Отсутствие информационной стратегии по освещению событий в Крыму, которая могла бы координировать информационную политику украинских масс-медиа, приводит к следующим негативным результатам:
общественное мнение «забывает» о проблеме Крыма, крымская проблематика деактуализируется;
отрывочное, ситуативное, противоречивое и поверхностное освещение событий в Крыму создает широкое поле для распространения и укоренения в национальном общественном сознании негативных мифов: «Крым никогда не был украинской территорией/Крым – пророссийская территория», «Аннексия Крыма произошла при поддержке большинства крымчан», «Крым нужно «отдать» России»;
информационная политика украинских масс-медиа часто формирует почву скорее для злорадства над социально-экономическими, правовыми и политическими проблемами граждан Украины, проживающих в Крыму, чем поддержки и сопереживания со стороны жителей материка;
иностранные масс-медиа и, соответственно, международная общественность не получают достаточного количества комплексной информации о ситуации в Крыму;
в масс-медиа и обществе отсутствует «знание» об этнических украинцах Крыма, коренном народе Крыма – крымтатарах, их роли по сохранению субъектности украинского государства на полуострове, системном нарушении оккупационными властями их индивидуальных и коллективных прав; о проблемах и потребностях внутренне перемещенных лиц.
В результате, тема деоккупации Крыма снимается с повестки дня для международного сообщества, украинского общества, правительства и политических сил.
Соответственно, сдерживается скорейшая эффективная разработка государственной политики по деоккупации и реинтеграции крымского полуострова. Страдают национальные интересы по восстановлению территориальной целостности украинского государства.
Украинские СМИ и крымская аудитория
Главная проблема текущей информационной политики заключается в том, что информационный контент отечественных СМИ направлен на материковую, а не на полуостровную аудиторию.
Во-первых, она не учитывает региональных (крымское политическое и информационное пространство не тождественны севастопольскому), языковых (на полуострове функционируют три языковые группы), этнических, политических и психологических особенностей крымского потребителя.
Например, подача информации «о том, что в Крыму выросли цены и крымчане в очередной раз в чем-то разочаровались» может вызвать резонанс среди материковых потребителей, однако объективно вызывает досаду и отторжение даже у крымского украинского патриота.
Во-вторых, упускаются из внимания обстоятельства, согласно которым крымчанам приходится жить в агрессивной гомогенной информационной среде. То есть, в условиях доминирования российских и пророссийских СМИ, жесткой российской пропаганды, подавления инакомыслия.
Правда, правда и только правда о Крыме может развенчать крымскую российскую мифологию. Тогда как любые домыслы или неточности наносят удар по репутации украинских СМИ.
В-третьих, не принимается во внимание тот факт, что крымчане потребляют информацию о регионе ежедневно. Следовательно, несистематическое освещение ситуации в Крыму теряется в плотном ежедневном информационном потоке российских и пророссийских СМИ.
В каком направлении стоит двигаться?
Для сколь серьезного противодействия российскому «Голиафу» (а сегодняшняя информационная политика украинских СМИ – это не более чем игра «в поддавки»), украинское правительство и общество обязаны взрастить собственного «Давида».
Волне очевидно, что ставку следует делать на такие ключевые каналы коммуникации, как телевидение и интернет. Влияние телевидения в Крыму трудно переоценить. Его аудитория не уменьшается, плюс, в депрессивных сельских районах значительным спросом пользуется спутниковое ТВ. С ролью интернета в жизни крымчан, прежде всего, городских жителей, и так все понятно.
Сложившаяся ситуация требует создания крымского телеканала или редакции на базе национального телеканала для ежедневного информирования зрительских аудиторий автономии и Севастополя. Аналогичный пример уже существует – телеканал «Ukraine Today», призванный противодействовать российской пропаганде, информировать о ситуации в стране международную телеаудиторию.
Со стороны гражданского общества вполне логично ожидать создания разветвленной сети крымских интернет-ресурсов. Ныне существующих сетевых масс-медиа для охвата 2,5 миллионной аудитории не достаточно.
Ожидаемо включение независимых украинских масс-медиа в освещение событий в Крыму на том же уровне, на котором они освещают АТО. При этом информационная политика украинских СМИ в отношении АР Крым и города Севастополя должна складываться из следующих несущих конструкций:
«О Крыме – для крымчан». Контент о событиях в Крыму, в Севастополе должен ориентироваться, в первую очередь, на информационные запросы крымчан и севастопольцев.
«Ни дня без новостей». Политические, социально-экономические события и тенденции на полуострове необходимо освещать ежедневно и комплексно. Так, как это делают, например, российские СМИ. Для этого украинским медиа имеет смысл создавать постоянные «крымские» и «севастопольские» программы и рубрики.
«Сегментация и индивидуализация смыслов». Стоит задуматься над разработкой и распространением контента, ориентированного на различные региональные, возрастные, социальные, этнические группы крымчан. Например, очень важно учитывать, что для жителей Севастополя необходимо создавать отдельные информационно-аналитические программы.
«Информационная полифония». Освещение событий и тенденций в Крыму требуется применения всех возможных видов СМИ, программ и рубрик, с опорой на плюрализм мнений.
«Один язык для всех». Информационная ситуация в Крыму требует внедрения единой терминологии и интерпретаций относительно Крыма («оккупационные власти», «так называемый «Государственный Совет Республики Крым», крымские татары – коренной народ Крыма и пр.).
Игнорируя требования текущего политического момента по организации слаженной информационной работы, как со стороны правительства, так и со стороны гражданского общества, мы рискуем навсегда «потерять» не столько территорию, оккупированную российским государством, сколько украинских граждан, которые на ней проживают.