Только деньги не спасут украинский кинематограф
В рамках фестиваля ирландского кино в Украине опытом государственного финансирования кинематографа в Ирландии поделилась Фран кивнуть, руководитель программ короткометражного кино Ирландской совета кинематографии. На мастер-классе, который состоялся в кинотеатре «Киев» в столице Украины, ирландский специалист рассказала о количестве фильмов, которые ежегодно государственные средства производит ирландская киноиндустрия, и о разнообразии жанровых направлений, в которых работают тамошние режиссеры. Или похожим ситуация в Ирландии и Украине по государственной поддержке кино?
Большинство фильмов, в Ирландии, финансируется государством, за исключением тех лент, где нужны колоссальные средства, но даже такие фильмы могут рассчитывать на частичную государственную поддержку, говорит руководитель программ короткометражного кино Ирландской совета кинематографии Фран кивнуть.
«Ежегодно Министерство туризма, культуры и спорта финансирует Ирландскую совет кинематографии в среднем на 18 млн евро. Из них 800 000 евро идут на короткометражные фильмы », — говорит специалист.
Поэтому ежегодно за счет государства в Ирландии производят около 30 короткометражек рассказывает кивнуть. В этом году Ирландская совет кинематографии определила схемы для производства короткометражных фильмов: это игровые, документальные и анимационные картины.
В прошлом году Ирландия произвела 10 полнометражек, Украина всего три
Также ирландская государство проводит полное финансирование производства и дистрибуции полнометражных картин, отмечает Фран кивнуть. В прошлом году государственные средства произвели 10 полнометражных лент.
Для сравнения — в 46-миллионной Украине, по информации украинской Государственной службы кинематографии, в прошлом году сняли 3 полнометражных фильма. На развитие украинского кино государство предоставило чуть больше четырех миллионов гривен. На эти средства, отмечает Фран кивнуть, в Ирландии можно выработать только один фильм.
Почему же Ирландия сравнению с Украиной не отстает в производстве кинопродукции? Кинокритик Алекс Шпилюк говорит, что причина в том, что, во-первых, Ирландия, в отличие от Украины, имеет больше возможностей сотрудничать с европейскими странами. «Во-вторых, там есть традиция кинопроизводства — без влияния каких-то политических или социальных пертурбаций, — говорит кинокритик. — Там есть нормальное развитие общества, а потому и кинематографа в этом обществе.
Без кино ирландцы могут потерять свою национальную идентичность
По мнению же режиссера Олеся Санина, условия существования Украины и Ирландии похожи. Украина находится под давлением России. Так же островная Ирландия долгие годы находилась под культурным влиянием соседней Великобритании. Ирландский кинематограф страдает от гегемонии британского и американского продукта.
Санин считает, что, несмотря на это, ирландское кино все-таки находит свою нишу и работает для массового зрителя.
«Почему государство этим занимается, им что, некуда девать деньги? Нет, абсолютно. Просто они не могут иначе публиковать свою национальную идентичность, они ее потеряют », — утверждает режиссер.
Санин: Даже как будут деньги, хорошие фильмы сразу не появятся
Так же украинское кино, считает Санин, должен стоять на охране границ национальной идентичности украинского.
По финансовой поддержке государства, то только деньги не спасут украинский кинематограф, считает Олесь Санин. Для этого нужны целый комплекс мероприятий и годы хранения традиций и развития, как в Ирландии.
В Украине же за почти двадцать лет независимости полностью оклеветанное украинское кинопроизводство как система, добавляет режиссер. Даже если завтра государство предоставит миллиарды на развитие кино, хорошие фильмы сразу не появятся — ведь они нуждаются хороших сценариев, профессиональных производителей и подготовленного зрителя, заключает один из самых известных украинских режиссеров.