Киевская ботоферма, заблокированная «Фейсбуком», на выборах работала в пользу Гриценко и Вакарчука
Киевская ботоферма «Прагматико» (она же «Допинг»), заблокированная «Фейсбуком», на выборах работала в пользу кандидатов Анатолия Гриценко и Святослава Вакарчука, информируют Украинские новости.
Об этом говорится в расследовании «Слідство.Інфо», журналист которой устроился «ботом» за 9 тысяч гривен в месяц.
Ферма работала на разных политиков. Больше всего сообщений боты написали в интересах лидера партии «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко и его команды — более 20 тысяч. Они оставляли хвалебные отзывы о политике, а также атаковали его главных оппонентов. Например, боты регулярно получали указания критиковать, а иногда и подшучивать над ближайшим конкурентом Гриценко — Игоря Смешко, лидера партии «Сила и честь».
Чтобы все комментарии были с нужными акцентами, ботам сбрасывали «методички» в общий чат в мессенджере Telegram. Задача оформляли в виде 5-6 ключевых тезисов и указывали площадки, где надо оставлять комментарии. Обычно это были или персональные страницы политиков, или популярные страницы с политическими новостями.
За день комментаторы могли получать до десятка различных задач с тезисами.
Перед парламентскими выборами «боты» получили новую методичку — нужно было поддерживать Святослава Вакарчука и его партию «Голос», которую они еще недавно критиковали. За неделю работы в интересах Вакарчука «боты» успели написать почти 6 тысяч комментариев.
Ни один из политиков, в интересах которых писали «боты», не признал, что пользовался услугами фермы. Гриценко назвал вопрос журналистов «дилетантскими и оскорбительными» и отказался комментировать.
Вакарчук сказал, что даже не знает, что такое ботофермы. Он считает, что это могла быть провокация против «Голоса». Однако журналисты узнали, что к «Прагматико» имеет отношение Игорь Давидюк, родной брат политического консультанта «Голоса» Николая Давидюка, который баллотировался в Раду в непроходной части списка партии.
Стоимость услуг «Прагматико» на выборах в 2019 году, говорится в расследовании, составляла 5-7 тысяч долларов за 10 тысяч комментариев, то есть один комментарий стоил около 15 гривен.