В Украине 50% валюты уже «перетекло в тень»
Теневой валютный рынок Украины уже достиг 50%, что создает дополнительное девальвационное давление на гривну и усложняет механизм функционирования официального валютного рынка в стране. Об этом говорится в пресс-релизе ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз».
УКБС считает, что действия Нацбанка по постепенной отмене введенных административных валютных ограничений необходимо ускорить.
«Рынок уже давно сигнализирует о росте теневого сегмента, оттоке валютных средств населения из банковской системы и усилении девальвационных ожиданий», — говорится в пресс-релизе.
Так, Нацбанк сообщил, что будет проводить валютную либерализацию поэтапно, в зависимости от выполнения определенных условий и без привязки к конкретным срокам.
«Речь идет о предоставлении разрешения на изменение обменных курсов в течение дня, расширение спектра торговли валютами за пределами первой группы, сокращение количества необходимых для покупки документов и отмены 2% сбора в Пенсионный фонд при покупке валюты», — заявили в ассоциации.
Как отмечается, эксперты УКБС неоднократно обращали внимание регулятора на необходимость принятия указанных норм для упрощения легальных валютно-обменных операций и уменьшения теневого валютного рынка.
«По оценкам специалистов его объемы уже достигли 50%, что создает дополнительное девальвационное давление на гривню и усложняет механизм функционирования официального валютного рынка в стране», — сообщает пресс-служба.
Так, с момента введенных Нацбанком в 2014 году административных ограничений объем продажи валюты на межбанке сократился почти втрое (с 500 до 175 млн долларов). Однако при уменьшении экспортной выручки на 30% легальный межбанковский валютный рынок должен составлять около 350 млн долларов.
«Кроме этого, ограничения для населения на покупку наличной валюты и ее снятия с депозитов привело к оттоку около 14 млрд долларов из банковской системы в течение 2014-2015 годов. Все эти факты свидетельствуют о неэффективности валютного регулирования, что и стало мощным стимулом роста теневого оборота валют», — считают в УКБС.