RSS

Украинские новости

Письма крымчанки: Долгая дорога домой

  •      0

Я хочу рассказать одну семейную историю, о которой часто вспоминаю в последнее время. У моего дедушки был родной дядя Азиз, который вплоть до депортации работал бухгалтером в Государственном банке в Симферополе по улице Горького, 4 (до аннексии – здание Нацбанка). Он имел бронь как ответственный работник этого учреждения, поэтому не был призван на фронт и остался в Крыму в период немецкой оккупации. Сразу же после освобождения полуострова от немцев в апреле 1944 года банк возобновил свой прежний режим работы. А накануне депортации всем работникам-крымским татарам выдали на руки паспорта, которые должны были храниться в сейфе банка. Дядя Азиз сразу заподозрил неладное, но узнать о причинах такого указания не удалось…

Не найдя в архиве документов по данному банку, я искала информацию об этом родственнике по месту его прежней работы – одно время он был управляющим Коммунального банка по улице Пушкина. По необходимому мне периоду (30-е годы) сведения по кадрам отсутствовали, но я решила отследить судьбу других крымских татар из числа сотрудников в последующие сороковые.

…1941 год, война уже идет, но банк продолжает работать в прежнем режиме вплоть до начала оккупации полуострова. Затем сама оккупация и пробел в документах до освобождения Крыма в середине апреля 1944 года. И вновь банк работает и ведет документацию, как прежде. Те же самые сотрудники-крымские татары продолжают выполнять свою работу до 17 мая включительно. А через несколько дней в папке оказываются датированные 19 мая приказы об их увольнении «в связи с изменением места жительства», а также приказы о приеме на эти должности других людей…

Наверняка что-то подобное было написано и по поводу дяди Азиза, который со своей женой (их единственная дочь умерла еще до войны) и родственниками был депортирован в Узбекистан.

В те времена в Средней Азии было мало хорошо образованных людей. Представляете, какой находкой оказался человек с таким образованием и опытом работы для провинциальной хлопкозаготовительной конторы? Дядю Азиза сразу приняли на работу, поставили на довольствие. Это позволило не умереть с голоду. Жить приходилось в бараке. Раз в месяц Азиз ездил в областной центр сдавать отчеты. Там в очереди познакомился с одесским евреем – главным бухгалтером в торговле. Тот хотел вернуться в родную Одессу, но должен был найти на свою должность другого человека. Одессит упрашивал Азиза принять у него дела, обещая оставить свой большой дом со всем домашним имуществом в придачу. Но тот отказался, мотивируя это тем, что ему также придется искать себе замену при возвращении в Крым.

– Азиз, ты же взрослый образованный человек, а говоришь какие-то глупости! Ну кто нас теперь вернет обратно? – ругала его жена.

Мужчина оправдывался:

– Я специально шел мимо вокзала, там стоят те самые вагоны, в которых нас сюда привезли…

Дядя Азиз умер от онкологии в 1951 году в возрасте 52 лет, так и не дождавшись своего поезда домой. Его жена не дожила до возвращения всего несколько месяцев – в 1988-м одна часть родственников уже была в Крыму, другая готовилась к переезду…

Для меня это пример любви к Родине, которую не меняют на какие-либо материальные блага на чужбине. А в свете прошлогодних и нынешних событий многие из нас, живущих в Крыму, подобно покойному дяде Азизу, ждут своего возвращения в прежнюю дооккупационную жизнь, высматривая поезда на пустынном симферопольском вокзале и пытаясь в любой новости отыскать надежду на скорый положительный результат…

Источник: Крым.Реалии

Related Images:

Система Orphus

Украинские новости © 2010-2023
Копирование материалов разрешено при условии прямой гиперссылки на Украинские новости

Материалы с пометкой «имидж» публикуются на правах рекламы и ответственность за их содержание несет рекламодатель.