«Я» и «Д» сидели на трубе. Кто заработает на газораспределительных сетях?
С 1 октября 2015 года вступает в силу положение закона «О рынке природного газа», согласно которому государственные газораспределительные сети должны быть переданы в аренду газораспределительным компаниям. Предполагается, что они будут ежегодно перечислять от аренды сетей 5 млрд. гривен. Во властных кабинетах уже началась борьба за то, кому достанутся эти деньги.
Премьер-министр Арсений Яценюк отстаивает схему передачи сетей дочерней компании «Нафтогаза» — ГП «Газ Украины», а министр энергетики Владимир Демчишин, которого считают ставленником Президента Петру Порошенко, уже распорядился создать компанию «с нуля», чтобы ей передать «газовую трубу». Чей интерес возьмет гору, еще непонятно – ясно одно, что во власти началась борьба за то, кто будет получать деньги от сдачи в аренду государственных сетей.
Глава Минтопэнерго Владимир Демчишин подписал отдельное поручение №01/12-1300, о необходимости создания к 18 июня 2015 года нового государственного предприятия, на баланс которого будет переведены все государственные газораспределительные сети.
В настоящее время это имущество, в соответствии с договорами хозяйственного ведения, учитывается на балансах газораспределительных компаний. О масштабе перераспределяемого хозяйства можно судить по тому, что общая протяженность сетевых газопроводов составляет 347 тыс км, а их обслуживанием занимаются около 75 тыс человек.
Передача газовых сетей на баланс новой государственной структуры связана со вступлением в силу положений закона «О рынке природного газа», согласно которым частные компании не могут эксплуатировать государственные газораспределительные сети бесплатно.
В то же время, в правительстве уже разработали проект Постановления Кабинета Министров, который предполагает передачу труб на баланс дочерней компании «Нафтоназа» — ГП «Газ Украины».
В борьбе за разделение пирога, власть, кажется, абсолютно не заботит каким же образом введение платы за использование газовых сетей, позволит достичь целей, ради которых реформируется газовый рынок и был принят закон «О рынке природного газа»? Как будет обеспечена конкуренция, которая сделает невозможными монопольно высокие цены? Будет ли обеспечена прозрачность газового рынка, и устранены предпосылки для коррупции? За счет чего газораспределение, как магнит, начнет притягивать инвесторов?
Вложиться в трубу
Инвестиции – это то, что в первую очередь нужно газораспределительной системе. Значительная часть сетей была построена и эксплуатируется более 50 лет и уже давно морально и физически устарела. Как отметил один из инженеров газораспределительной компании, иногда газ подается не столько по трубам, сколько по оставшимся после них каналам в земле – со всеми вытекающими последствиями по потерям и по безопасности.
Как раз необходимостью привлечь частного инвестора объясняли в правительстве Николая Азарова приватизационные конкурсы 2012-2013 годов, на которых были проданы госпакеты акций более двух десятков так называемых облгазов. Тогда сети не были включены в перечень продаваемого госимущества, по сути, государство продавало производственно-эксплуатационные конторы по обслуживанию сетей и право заниматься этим видом бизнеса.
Необходимость избавится от хронически убыточных предприятий, копивших миллиардные долги, только подстегивала процесс. К тому времени стало ясно, что попытки государства создать на базе ГК «Газ Украины» параллельные облгазам структуры, закончились провалом — по состоянию на конец 2013 года это госпредприятие нарастило свой долг за полученный от «Нафтогаза Украины» газ до 17,8 млрд. грн., а созданная ГК структура для сбора денег з потребителей за газ — «Нафтогазмережи» спустя 9 месяцев со дня начала работы была ликвидирована.
Договор хозяйственного ведения – договор пользования государственными распределительными сетями, когда плата за использование должна быть вложена в их ремонт и модернизацию.
Что получает государство:
— арендатора, ответственного за безопасную эксплуатацию газовых сетей;
— сохранение стоимости переданного имущества, так как вся амортизация направляется на ремонт и модернизацию сетей, которые остаются в госсобственности.
Что получают частные компании:
— гарантии долгосрочного использования сетей;
— вложение инвестиций в арендованное имущество в соответствии с Налоговым кодексом
Правительство Азарова использовало вариант с договорами хозяйственного ведения по нескольким причинам. Во-первых, таким образом «труба» оставалась в госсобственности, причем было с кого спросить за сохранение ее в рабочем состоянии. Во-вторых, приватизированные облгазы были обязаны вкладывать в развитие и поддержку сетей. Так, согласно официальным сообщениям, крупнейшие предприятия отрасли за три года после приватизации вложили сотни миллионов гривен инвестиций в поддержку и модернизацию сетей. Например, ПАО «Львовгаз» — 200 млн. грн., ПАО «Днепропетровскгаз» — 181 млн. грн., харьковские предприятия — почти 180 млн. грн., а ПАО «Винницагаз» — 173 млн грн.
Была еще одна причина, политическая, чтобы не вводить плату за использование сетей. Как известно доходы газораспределительных сетей формируются за счет тарифа и любые дополнительные расходы требуют соответствующего увеличения доходов, а значит – повышения тарифов. Предыдущее правительство наотрез отказывалось повышать стоимость газа для населения, считая этот вопрос слишком социально-чувствительным, что даже привело к разрыву отношений с МВФ.
Запутавшись в сетях
Передача в хозведение облгазам труб позволяла также не заниматься физическим размежеванием сетей, у которых насчитываются тысячи различных собственников. По некоторым оценкам, собственниками тех или иных участков газовых сетей (таких участков около 65 тыс) по всей Украине являются примерно 40 тыс. юридических лиц. В собственности государства находится не более 70% сетей.
Легко представить себе, что старт кампании по смене балансодержателя сетей станет началом самой масштабной судебной битвы «за межу». Поэтому планы Кабмина провести оценку сетей и их размежевание до 1 апреля 2016 года выглядят слишком оптимистично.
Вдобавок, процесс будет недешевым – ведь одновременно с размежеванием придется провести экспертную оценку всех 65 тыс. «лоскутов» распределительной сети. А после раздела «в натуре», в соответствии с законом «О рынке природного газа», потребуется обеспечить достоверный коммерческий учета природного газа не только у потребителей, но и «на границах балансовой ответственности». Это значит, что на границах между сетями, принадлежащими различным собственникам, необходимо будет установить приборы учета газа. О цене вопроса можно судить по тому, что только для установки обычных, бытовых счетчиков требуется около 6 млрд грн. А «на границах балансовой ответственности» придется устанавливать узлы учета, которые на порядок сложнее и дороже квартирных счетчиков.
Деньги на бочку
Похоже, что нынешний Кабинет Министров, после многократного повышения цен на газ, готов к тому, чтобы увеличить его стоимость для потребителей еще и за счет стоимости аренды газораспределительных сетей. От договоров хозведения решено отказаться и ввести арендную плату за эксплуатацию распределительных сетей. С одной стороны, чиновники рассчитывают на дополнительный доход — если будет введена типовая ставка платы за аренду сетей в размере 6% от их балансовой стоимости, то, по оценке экспертов, совокупный годовой объем арендной платы составит около 4-5 млрд грн.
Но, с другой стороны, эта немалая сумма будет включена в цену газа для населения, которая и без этого с апреля беспрецедентно повысилась. Тем не менее, Кабмин готов на такой шаг, хотя и без такого «довеска» к цене долги населения за газ в апреле выросли скачкообразно – сразу в полтора раза, на 886 млн грн за один месяц.
К тому же газораспределительные компании уже заявили, что и без введения арендной платы они имеют огромные убытки из-за неучтенных потерь в старых и дырявых сетях. Несмотря на то, что старые сети «сифонят», а их технологическая схема родом из СССР, когда копеечные цены на газ позволяли мериться с потерями на многочисленных газораспределительных и газорегуляторных пунктах, государство установило норму потерь газа на уровне, сопоставимом с тем, что действует в Германии и Чехии. То есть, Минэнергоугля была утверждена нереалистичная норма производственно-технологических потерь (ВТВ) — от 1,5 до 2% от объема транспортировки газа по сетям. Она не только не соответствует реальному состоянию сетей, но и прямо противоречит утвержденным тем же Министерством Методикам расчета производственных расходов и потерь в сетях, согласно которым ВТВ должно быть как минимум в 1,5-2,5 раза выше утвержденного (в зависимости от «возраста» газового хозяйства).
Чудес не бывает и для того, чтобы сократить потери газа в действительности, а не на бумаге, довести их до европейского уровня, необходима модернизация действующей распределительной сети – а без денег сделать это невозможно. Объем необходимых инвестиций можно оценить хотя бы на основании масштабного анализа польской газотранспортной сети, сделанного Институтом имени Костюшко. Конечно, польская газотранспортная система существенно моложе украинской – там «старыми» считаются сети со сроком эксплуатации 25 лет ( у нас «старыми» считаются сети, которым более 60 лет) и она значительно меньше украинской – если общая протяженность украинских газораспределительной системы составляет 350 тысяч километров, то в Польше в три раза меньше – 135 тыс. км сетей. По данным польского Института, чтобы у них заменить старые участки труб, нужно вложить $4 млрд.
Но правительство не беспокоит состояние «труб» и долгосрочная перспектива, оно хочет заработать здесь и сейчас. При чем, предложенная схема заработка не предусматривает поступления денег от сдачи сетей в аренду, в бюджет.
Чтобы перенаправить гипотетические доходы «от трубы», правительство намерено создать «субъекта государственного сектора экономики», который станет балансодержателем государственных сетей. Пока правда в самом правительстве окончательно не решили, кому же достанется 5 млрд. от аренды «трубы». Если в проекте решения Кабмина фигурирует печально известный «Газ Украины», то министр энергетики Владимира Демчишин решил не скупиться и создать государственную компанию «с нуля». Чьи интересы стоят за обоими предложениями, и какие из них перевесят — пока непонятно.
Для сравнения
В самой крупной торговой сети страны, которая включает в себя универсамы «Сильпо» и «Фора», работают 35 тыс чел.
Численность персонала наибольшего отечественного металлургического комбината «АрселорМиттал Кривой Рог» насчитывает 29 тыс. сотрудников.
В газораспределительной отрасли Украины работает 75 тысяч человек