Контрабанда на Закарпатье может быть через "зеленку" или при условии "договоренностей" с пограничниками ЕС
112.ua: О контрабанде на Закарпатье сейчас много говорят в контексте ситуации в Мукачево. Что вам по этому поводу известно?
Ликарчук: Чтобы полноценно ответить на вопрос о контрабанде и роль в этом таможни, отмечу: в зону деятельности Закарпатской таможни входят участки границы с тремя государствами – странами ЕС, а именно – Венгрии, Словакии, Румынии и Польши. Подразделения Закарпатской таможни осуществляют таможенный контроль в пунктах пропуска и пунктах контроля через государственную границу Украины с четырьмя названными странами. Всего таких пунктов пропуска и пунктов контроля на Закарпатье – 17.
В контексте ситуации, что является объектом изучения, следует отметить, что подразделения Закарпатской таможни функционируют исключительно в пунктах пропуска на государственной границе и не функционируют на так называемой «зеленой границе». В предыдущие периоды на зеленой границе действовали подразделения таможенной стражи, которые были ликвидированы после принятия нового Таможенного кодекса. В настоящее время зеленый рубеж — это зона ответственности и зона деятельности подразделений Государственной пограничной службы Украины. Надо отметить, что зеленая граница с этими государствами составляет 466 километров.
112.ua: То есть вы полностью снимаете с себя ответственность за контрабанду?
Ликарчук: Таможня отвечает за деятельность в пунктах пропуска, где есть зона таможенного контроля, в «зеленке» нет таможенников. Кроме того, таможнями стран ЕС, в том числе Венгрией, Словакией и Румынией уделяется особое внимание контролю за незаконным, с точки зрения действующего законодательства ЕС, ввозом табачных изделий на территорию ЕС как одного из ключевых факторов, влияющим на состояние экономической безопасности государства.
В этом контексте, странами ЕС введены жесткие фактически «драконовские» нормы ввоза табачных изделий физическими лицами, даже до объемов двух пачек на одно совершеннолетнее лицо. Мы никоим образом не пытаемся ставить под сомнение обоснованность таких жестких норм ввоза. Это вопрос экономической безопасности государств ЕС. Зато, действующее украинское законодательство не содержит ограничений относительно объемов вывоза табачных изделий физическими лицами. То есть, объем табачных изделий, который гражданин может беспрепятственно и законно вывезти с территории Украины, будет расценен как недопустимый и незаконный, в случае попытки сокрытия, со стороны таможенных органов Венгрии, Словакии и Румынии. Констатируем, что имеет место диссонанс действующих законодательных норм ЕС и Украины, который регулирует порядок перемещения табачных изделий через совместные границы Украины со странами ЕС, в частности Венгрией, Словакией и Румынией.
112.ua: Чтобы выявить незаконный провоз тех же табачных изделий, должны хотеть «видеть» их работники пункта пропуска, но и техника должна быть надлежащего уровня. Какая она на Закарпатье?
Ликарчук: В настоящее время основные международные пункты пропуска на границе с этими государствами со стороны ЕС оборудованы современными техническими средствами контроля, в том числе – сканирования транспортных средств, что позволяет с определенной периодичностью выявлять табачные изделия, спрятанные в транспортных средствах и грузах, вывозимых с территории Украины на территорию этих стран… По результатам выявления таких нарушений принимаются меры дисциплинарного воздействия по отношению к сотрудникам таможенных органов.
Таможня на этом участке границы традиционно имеет достаточно высокий уровень взаимодействия с таможенными органами сопредельных государств, что позволяет минимизировать возможность незаконного перемещения таких товаров через пункты пропуска на государственной границе. То есть, если мы говорим о возможности незаконного (с сокрытием) с точки зрения законодательства ЕС и Украины перемещения товаров, в том числе — табачных изделий через пункты пропуска с государствами ЕС, то нужно четко сказать, что такая возможность будет реальной в случае наличия определенных «договоренностей» между таможенниками и пограничниками Украины и сопредельных государств ЕС. А это уже вопрос с другим подтекстом и другой глубины изучения. Это уже могут быть признаки трансграничной преступности. Этот вопрос требует глубокого изучения компетентными органами, в том числе таким, как Интерпол, и другими.
112.ua: А вы такие договоренности исключаете?
Ликарчук: Да. Но я никоим образом не говорю об отсутствии проблемных вопросов в деятельности Закарпатской таможни. Просто любые меры по отношению к таможенникам должны быть аргументированы и иметь соответствующие правовые основания. Не должен реализовываться принцип «награждения посторонних и наказания невиновных». Каждый из государственных органов и институтов должен отвечать за свою зону ответственности, за выполнение своих обязанностей. Иначе таможня превращается в «козла отпущения».
Сейчас складывается впечатление, что есть системные попытки создать определенный имидж «врага народа» в лице таможенника. На мой взгляд, это попытка отвлечь внимание от существенных проблем в деятельности других государственных институтов. Цели такой дискредитационной кампании могут быть разными, скорее всего – создать мнение общества относительно институциональной неспособности существования таможни как самостоятельной структуры, определенной неуправляемости таможни и навязать обществу мнение о необходимости ее уничтожения как самостоятельной структуры и полного поглощения налоговой составляющей ГФС.
Такие «сенсационные» заявления негативно влияют на таможенников, их моральное состояние, желание и способность выполнять свои функции. У нас в стране еще действует презумпция невиновности. Кроме того, нужно вспомнить, что в составе таможни есть подразделения, которые вообще не связаны непосредственно с таможенным оформлением товаров и не осуществляют свои функции на границе.
Принятие таких решений не должно проводиться, думаю, на эмоциях. Такие решения — это человеческие судьбы. Лучше не наказать сто виновных, чем наказать одного невиновного. Нужно детально разобраться в ситуации, инициировать получение информации от таможенных органов сопредельных государств о выявленных ими фактах незаконного перемещения табачных изделий через пункты пропуска на этом участке границы, проанализировать каждый из них, выявить проблемы и негативные процессы, реальных фигурантов этих процессов и принять правильные и адекватные управленческие решения.
Непонятной является инициированная премьер-министром активизация функции милиции в процессе противодействия попыткам контрабанды. Не надо забывать, что согласно законодательству Украины государственные органы действуют в пределах и в способ, определенный законами Украины. Функция противодействия контрабанде является функцией таможни, Службы безопасности и пограничников. Надо заниматься тем чем нужно, а не тем, чем хочется. В милиции и своих проблем достаточно. Чтобы не получилось так, чтобы такая активность милиции по выполнению несвойственных ей функций не вылилась в их присутствии и попытке осуществлять контроль в пунктах пропуска и зонах пограничного и таможенного контроля. В этом контексте надо базироваться на поручениях президента Украины о максимальном сокращении количества государственных контрольных служб в пунктах пропуска до двух — пограничников и таможенников, а также недопустимости необоснованного вмешательства правоохранительных органов в деятельность таможни.