RSS

Украинские новости

Нарбута похоронили в казацком кафтане — к 95 годовщине со смерти художника

  •      4

— Я Московию не люблю. Люблю Украину, и ей отдам все силы, — говорит художник Георгий Нарбут архивисту Якову Ждановичу в конце 1917-го.

Уроженец хутора Нарбутовка под Глуховом, он 10 лет прожил в Петербурге. Стал одним из самых популярных оформителей книг и журналов. Издательства соревновались за право сотрудничать с ним. Но после Февральской революции решает перебраться на родину. Власть в Киеве принадлежит Центральной Раде, создают Украинскую академию искусств. Нарбуту предлагают стать ее профессором — самым молодым из восьми.

«Жизнь в Киеве в то время было ужасной во всех отношениях, — пишет в воспоминаниях Нарбутова жена. — Город имел жалкий вид и был настоящей провинцией. Улицы не убирали и во многих местах они заросли травой, во дворах — сплошное болото и мусор. Движение на улицах быстро прекращалось, окна домов зашторивали, от чего плохо освещенные улицы казались еще темнее и безлюднее».

Через полтора месяца семья арендует квартиру на втором этаже деревянного домика в Георгиевском переулке — возле Софии Киевской.

Здесь часто бывают историки, искусствоведы, издатели, литераторы. Нарбут встречает гостей в необычном наряде: то в темно-синем казацком кафтане с серебряными пуговицами, то в персидском халате и феске, то в широкой блузе с множеством складок и желтых сапогах. Развлекает смешными и мистическими историями.

Художник Михаил Бойчук в июне 1919-го устраивает прием у себя на Татарке. «На столе террасы расставлены блюда — галушки с творогом, пшеничная каша с картофелем и салом, вареники, — вспоминает тот день художник Георгий Лукомский. — Весело было. Радовались все. Забыли о печали, заботах. Напиться воды захотели. Не все. Только Нарбут и еще один художник. Яд пили: холодная вода из колодца была полная бацилл тифа. Вскоре оба заболели».

Под Киевом в то время идут бои: армия УНР наступает на большевиков. 7 мая украинские войска войдут в Киев. А 23-го 34-летний Георгий Нарбут умирает.

Федор Эрнст вспоминал: «Убрали телеги старыми украинскими коврами, укрыли гроб красной китайкой. Впереди шел военный оркестр, студентки академии в ясных нарядах несли цветы. На зеленой Байковой горе лежит его тело. Похоронен Нарбут в своем кафтане».

Подробнее о жизни и творчестве Георгия Нарбута читайте «Хтіли здобути сірих волів, щоб везли, за старим українським звичаєм, його труну – але не знайшли».

Related Images:

Система Orphus

Украинские новости © 2010-2023
Копирование материалов разрешено при условии прямой гиперссылки на Украинские новости

Материалы с пометкой «имидж» публикуются на правах рекламы и ответственность за их содержание несет рекламодатель.