Украина в регионах: Как разрыв с Россией сказался на харьковском машиностроении
Харьковская область граничит с Донбассом и Россией. Теперь этот факт стал камнем преткновения для функционирования промышлености региона в обычном режиме. Долгое время здесь все было стабильно и слаженно – долгосрочные отношения с соседями гарантировали постоянную загрузку мощностей и прибыль. Но с началом АТО возник целый ряд трудностей, преодолеть которые, как уверяют эксперты, на данный момент фактически невозможно. В данном материале 112.ua расскажет о том, как выживает ведущая отрасль региона – машиностроение.
Промышленность Харьковской области всегда славилась отраслью машиностроения. В первую очередь всегда были на слуху такие предприятия, как «Турбоатом», «ХТЗ» (Харьковский тракторный завод),»ХГАПП» (Харьковский авиационный завод) и «Электротяжмаш».
Исторически сложилось, что многие государственные предприятия строились и создавались с точки зрения кооперации в рамках СССР. Такой подход позволял собирать продукт из частей, изготовленных как в Украине, так и в соседних странах. Например, в «ХГАПП» делали часть заказа, затем на следующем этапе производства отправляли его в Россию, после чего снова возвращали на окончательную доработку в Харьков. Эта же система осталась и тогда, когда Украина стала отдельным государством. Однако сейчас на границе Украина — Россия возникает ряд проблем с ее пересечением и перевозками.
«Тормозятся многие операции, которые совершались раньше без проблем. Из-за этого украинским промышленникам стало крайне трудно сотрудничать с Россией», — отмечает экономический эксперт Александр Охрименко.
По его словам, заказчики продукции у харьковских машиностроительных заводов стали более осторожны с размещением новых заказов. Одна из весомых причин – риск того, что из-за трений на границе и неурегулированного политического конфликта с Россией предприятие может не выполнить заказ в условленный срок. Теперь промышленность Харькова поставлена в узкие рамки. К тому же Россия была одним из основных заказчиков украинской продукции данной отрасли.
«Переориентировать украинское машиностроение на страны Европы невозможно. Тем более там и без Украины данная отрасль вполне развита. Известно, что машиностроение мира сосредоточено в четырех главных регионах: Западной Европе, США, Японии, Восточной Европе», — говорит Охрименко.
Развивать сотрудничество с Европой харьковским машиностроительным предприятиям придется практически с нуля, считает эксперт. Для этого нужно создавать небольшие заводы, которые начнут выполнять маленькие заказы. Что касается крупных харьковских предприятий, то без слаженной работы с Россией отвоевать свое место под солнцем им не под силу.
«Если конфликт с Россией не утрясется, то многие харьковские предприятия порежут на металлолом», — не исключает Охрименко.
Харьковские машиностроительные предприятия о проблемах и кризисе в отрасли тоже не умалчивают. Однако и ставить точку на своей деятельности не собираются.
«Электротяжмаш»
Политическая и экономическая нестабильность в стране отразилась на производстве ГП «Электротяжмаш»: начались проблемы с заказчиками, которые находятся на территории Луганской и Донецкой областей, сообщили в пресс-службе предприятия. В первую очередь речь идет о «Лугансктепловозе», «Славянской ТЭС» и ряде других предприятий, являющихся постоянными партнерами.
Сентябрь 2014 г. – март 2015 г. сотрудники «Электротяжмаша» работали по сокращенному графику. Однако в апреле появились новые заказы на электродвигатели для РЖД (ОАО «Российские железные дороги»), которые обеспечили занятость рабочих, и завод заработал в полном объеме.
Возникшие трудности не отразились на численности сотрудников предприятия — сокращений на заводе не было, рассказывают в профсоюзе «Электротяжмаша». Сейчас там работает 5869 человек. Зарплату все получали и получают вовремя, утверждают на предприятии. В прошлом году более тысячи сотрудников завода даже смогли повысить свою квалификацию.
На сегодняшний день предприятие работает над изготовлением запасных частей к турбогенератору ТГВ-200 для ТЭС «Горазал» (Бангладеш), также в производстве турбогенератор для Экибастузской ГРЭС (Казахстан), прокатная машина для шахт Казахстана, гидрогенераторы для Кременчугской ГЭС и ДнепроГЭС, газоохладители для Марыйской ТЭС (Туркменистан).
По словам директора предприятия Владимира Глушакова, средства на модернизацию «Электротяжмаш» из бюджета не выделяются. Завод работает исключительно за счет собственных денег. Так, с 2012 по 2014 гг. на модернизацию было направлено более 300 млн грн.
«Мы подчеркиваем, что модернизируем производство за собственные средства, чтобы избежать неправильного восприятия, так как многие считают, если предприятие в государственной собственности, то использует денежные средства государства. Но это не так. «Электротяжмаш» сам ищет заказы, заключает контракты, получает прибыль, выплачивает государству дивиденды. При этом финансовые планы деятельности предприятия согласовываются с Минэкономразвития. Туда же предоставляются отчеты о результатах деятельности», — рассказывает Глушаков.
И тут же добавляет, что на инвесторов рассчитывать не приходится: статус государственного завода, согласно законодательству, лишает их такого права. В итоге все оплачивается за счет средств предприятия и партнеров. И хотя за последние три года был отмечен стабильный рост производства, сейчас с заказчиками стало сложней. Политическая и экономическая ситуация в стране стали причиной серьезных рисков, а бизнес любит стабильность и гарантии.
Возможна приостановка крупных проектов украинских энергетических компаний. Не исключено и опасение партнеров из других стран работать с украинскими предприятиями. Все это может привести к определенным трудностям в поисках новых заказчиков. Но на этот год портфель заказов уже сформирован, а значит, сбоев в работе завода пока не будет.
«Портфель заказов на этот год сформирован на 1,5 млрд грн с потенциалом роста. В прошлом году мы произвели продукции почти на 2 млрд грн. Пока нам удается держать определенный уровень», — рассказывает директор «Электротяжмаша».
Одним из крупных заказчиков завода всегда была Россия. Туда неоднократно поставлялись электродвигатели для железнодорожного транспорта. И максимальный объем заказов по тяговой продукции предприятие все же надеется продолжать получать из РФ.
На заводе рассказывают, что поиск новых заказчиков – дело хлопотное. Заключение контрактов в сфере энергетики может длиться годами, поэтому мгновенных результатов ожидать не стоит.
«Сейчас активно ведутся работы по эскизному проектированию первого «миллионника» – турбогенератора для Хмельницкой АЭС мощностью 1 млн кВт. Мы участвуем в тендере на поставку продукции для индийской железной дороги, прорабатываем и другие варианты по новым рынкам сбыта», — поделились планами в пресс-службе завода.
Кроме того, «Электротяжмаш» ведет активные переговоры на поставку турбогенераторов с Сербией, Индией и Таджикистаном. Параллельно обсуждаются вопросы о возможных вариантах сотрудничества с Мексикой и Китаем. Также предлагают поставлять двигатели в Литву, но пока ответа не получили. Есть надежда на то, что продолжится сотрудничество с аргентинскими партнерами — компанией IMPSA. За последний год с ними уже было удачно проработано несколько проектов.
Завод им. Малышева
ХЗТМ им. Малышева (Харьковский завод транспортного машиностроения) всегда считался одним из ведущих отечественных предприятий оборонного комплекса страны. Наряду с военной продукцией тут было освоено массовое производство дизельных двигателей для тепловозов и других видов сельскохозяйственной продукции. Одно время ходили слухи то о продаже предприятия по частям, то о его закрытии, а под стенами митинговали рабочие, которые жаловались на несвоевременную оплату труда. Однако сейчас ситуация изменилась – завод набирает обороты в выпуске продукции для зоны АТО. В частности, на предприятии изготавливают новые и восстанавливают старые танки. В течение прошлого года на завод было принято почти в два раза больше рабочих и специалистов, чем в 2013 г. И до сих пор имеются вакансии для желающих поработать на производстве. Стоит отметить, что завод также производит супертанк БМ «Оплот», который пользуется популярностью у покупателей в странах Ближнего Востока и Азии.
В ГК «Укроборонпром», в состав которого входит данное предприятие, о подробностях производства и числе продаж умалчивают, ссылаясь на соображения безопасности. То же самое касается и информации о дальнейших перспективах развития завода. Пока существует острый конфликт с Россией, раскрывать все карты головного украинского оборонного предприятия в ведомстве не стали.
Попытки держаться на плаву
В Харькове есть еще один завод, который мог бы заняться производством оборонной продукции. Экономический эксперт Юрий Гаврилечко рассказывает, что завод «ХТЗ» сейчас мог бы в три смены собирать танки Т-64БМ («Булат») за деньги, выделяемые Министерством обороны на перевооружение армии.
«Но почему-то этого не происходит. И предприятие вынуждено идти на поиски инвесторов для производства… комбайнов!», — сетует Гаврилечко.
Так, американская машиностроительная компания Deere&Company собирается рассмотреть обращение ПАО «ХТЗ» о совместном производстве комбайнов в Украине.
«Диверсификация – это хорошо, но почему в условиях проведения АТО, когда боевые действия не только не утихают, а, наоборот, наращиваются, один из крупнейших оборонных заводов вынужден искать частные подряды на стороне, я не могу понять», — озадачивается эксперт.
В свою очередь на предприятии «ХТЗ» комментировать что-либо о текущей ситуации на заводе отказались.
За ширмой секретности
Не стали делиться своими планами и проблемами и на еще одном предприятии – «Турбоатоме». От официальных комментариев там отказались. Судя по выполненным и текущим заказам, отображенным на официальном сайте предприятия, сейчас их производство направлено на украинского и российского заказчика. Среди них Кременчугская, Днестровская и Днепродзержинская ГЕС, а также Нововоронежская АЭС и «Энергоатом». В отличие от «Электротяжмаша», «Турбоатом» имеет право привлекать инвесторов. Однако в нынешних обстоятельствах политической и экономической нестабильности в стране иностранный инвестор вряд ли придет.
А вот сотрудники «ХГАПП» недавно, 6 апреля, из-за задержек зарплат вышли на митинг. По их словам, выплат не было с августа 2014 г. Руководство обещает в сжатые сроки закрыть задолженность, но пока что этого не произошло. Сейчас большая часть сотрудников работает неполную рабочую неделю, что влечет за собой сокращение месячного дохода. Все это свидетельствует о том, что на заводе возникли серьезные проблемы. На официальный запрос 112.ua пресс-служба «ХГАПП» не ответила.
Новые горизонты: рынки есть, денег – нет
Экономический эксперт Юрий Гаврилечко полагает, что харьковским предприятиям следует переориентироваться в первую очередь на рынки Азии, Африки и Южной Америки. То есть туда, где есть шансы на продажу нашей промышленной продукции. Но следует помнить о том, что множество производств были кооперативными. То есть часть комплектующих и сборка готовой продукции производились и осуществлялись в Украине, а часть – в России.
«Поэтому переориентация напрямую завязана на импортозамещении. А вот на него как раз у отечественных предприятий нет средств. Да и взять их неоткуда – налоги растут, их берут авансом, учетная ставка НБУ в размере 30% делает кредиты настолько дорогими, что практически все производство (разве что кроме оружия) становится невыгодным», — говорит Гаврилечко. Из-за чего, по его мнению, на данный момент переориентация украинской промышленности выглядит размытыми миражами.
В целом, предприятия региона по-разному адаптируются к новой действительности, часть из них оказались неподготовленными к возникшим трудностям. Еще бы! Ведь войны никто не предвидел.
Елена Гончарова, специально для 112.ua