Небоевые потери: во что обходится АТО
«Ежедневно украинским налогоплательщикам, украинскому государству операция на востоке страны стоит 100 млн гривен», – сказал Петр Порошенко в конце декабря, открывая заседание СНБО.
Война уже внесла коррективы в финансы страны. Расходы на силовой блок – Министерство обороны, МВД, Нацгвардию и СБУ – в бюджете‑2015 вырастут на четверть по сравнению с 2014 годом, до 84,2 млрд гривен. Непосредственно на оборону уйдет 40,2 млрд.
Отдельный блок затрат – социальные расходы, связанные с АТО, а также средства на восстановление инфраструктуры. По подсчетам Центра социально‑экономических исследований «CASE Украина», ежедневно на эти статьи тратится 250 млн гривен.
Антитеррористическая операция проводится на относительно небольшой территории – около 17 000 кв. км, это менее 3% площади Украины. Но по социальным последствиям АТО приближается к гуманитарной катастрофе для региона и является большой проблемой для страны.
Forbes оценил по минимуму прямые потери от войны на востоке Украины.
Гуманитарные проблемы
В бюджете‑2015 предусмотрено 2,6 млрд гривен на льготы участникам АТО и помощь беженцам, еще 0,9 млрд «спрятаны» для помощи перемещенным лицам в межбюджетных трансфертах.
К январю 2015 года на учете Минсоцполитики состояли более 730 000 вынужденных переселенцев. Проблема их трудоустройства не решена, хотя 35% из них – это трудоспособные граждане. Если не обеспечить их рабочими местами, они будут претендовать на пособия по безработице.
По словам министра социальной политики Павла Розенко, к концу декабря 2014 года 32 000 переселенцев уже обратились в центры занятости, статус безработных присвоен 20 000. Минимальное пособие по безработице – 544 гривны. Можно не сомневаться, что среди беженцев число претендующих на него в ближайшее время будет расти.
Семьям погибших военнослужащих, сотрудников МВД и бойцов Нацгвардии государство пообещало по 609 000 гривен в связи с утратой кормильца. (Ранее на эти цели уже было выделено 130 млн гривен). Официально признана гибель более 1250 военных.
Итого: минимум 4,2 млрд гривен потребуется на решение первоочередных гуманитарных проблем.
Более 200 бойцов стали инвалидами, подавляющее большинство из них нуждается в протезировании. Пока этот вопрос из числа нерешенных.
Сокращение доходной части бюджета
В сентябре глава Государственной фискальной службы (ГФС) Игорь Билоус утверждал, что на Донбассе уничтожено примерно 600 компаний.
Платить налоги в крупнейшем промышленном регионе почти некому. В ООН посчитали, что 70% предприятий на этой территории закрылись, причем малый и средний бизнес практически умер – рынок покинули не менее 40 000 мелких компаний.
В результате, сообщила ГФС, субъекты предпринимательства, зарегистрированные в Донецкой и Луганской областях, в 2014 году сократили налоговые отчисления на 13,2 млрд гривен. Недобор в казну по таможенным сборам составил 3 млрд гривен.
Итого: не менее 16,2 млрд гривен – прямые фискальные потери.
Правда, в январе этого года глава Донецкой облгосадминистрации Александр Кихтенко заверил, что 80% юрлиц с оккупированных территорий перерегистрировались на подконтрольных Украине и исправно платят налоги. Но место регистрации – это одно, а производственные мощности – совсем другое.
Даже если боевые действия прекратятся завтра, восстанавливать производственные предприятия будут никак не менее полугода.
На территориях, подконтрольных ДНР и ЛНР, предпринимаются попытки создать собственные системы сбора налогов, из которых якобы будут выплачиваться пособия и пенсии местным жителям.
Киев перестал перечислять деньги на эти цели с 1 декабря. Но «сэкономленные» пенсии и зарплаты бюджетникам – лишь отсроченные расходы украинского бюджета. Премьер-министр Арсений Яценюк признался, что объем невыплаченных в 2014 году соцобязательств составил 19,6 млрд гривен по Донецкой и 14,6 млрд по Луганской областям. И пообещал вернуть людям эти деньги, когда Украина восстановит контроль над территориями.
Промышленность
Наибольшие потери страна понесла в связи с сокращением промышленного производства на Донбассе. И их же сложнее всего подсчитать из‑за мощного мультипликативного эффекта.
Среди крупнейших предприятий региона приостановили деятельность в связи с обстрелами, разрушениями зданий или инфраструктуры концерн «Стирол», заводы «Норд», Горловский машиностроительный и Луганский литейно‑механический. Полностью разрушены семь угледобывающих шахт (еще 63 действуют только в режиме откачки воды, реально работают 24).
«Северодонецкое объединение АЗОТ», Славянская ТЭС, «Краснодонуголь», Донецкий и Енакиевский метзаводы, Харцызский трубный завод, Алчевский меткомбинат, Авдеевский коксохим и другие предприятия временно прекращали работу или сильно ограничивали ее из‑за повреждений, остановки смежников либо перебоев с сырьем.
В целом картина по итогам 2014-го выглядит печально: в регионе производство в химической промышленности упало на 47%, в машиностроении – на 40%, добыча угля – на 34%, выпуск металла – на 27%. По результатам года дефицит кокса (его производство уменьшилось на 21%) привел к спаду выплавки стали в целом по стране на 17%, а нехватка угля – к сокращению выработки электроэнергии на 5,5% по всей Украине (причем, чтобы компенсировать угольный дефицит, активнее эксплуатировали АЭС).
В Кабмине подсчитали, что потери промышленности Донбасса от разрушений составили 26 млрд гривен. Экспортные потери оцениваются приблизительно в 30% от довоенного показателя. В 2013 году Донецкая и Луганская области вывезли товаров на $15,9 млрд. 30% от этой суммы – $4,77 млрд, что по нынешнему курсу составляет 76,3 млрд гривен.
Итого: минимум 102 млрд гривен – потери промышленности.
Правда, 12 млрд государство «сэкономило» за счет отказа от дотаций убыточным шахтам.
Инфраструктура
С сентября по инициативе бывшего нардепа Валерия Омельченко в онлайн‑режиме ведется Единый реестр ущерба, нанесенного инфраструктуре в зоне АТО. Список насчитывает свыше 2300 объектов, но учтены далеко не все. Более 60% в реестре составляют жилые дома. Объектов инфраструктуры – примерно 15%.
Но именно транспорт и энергоснабжение – залог жизнедеятельности региона, поэтому восполнять потери здесь приходится безотлагательно. Полные убытки подсчитать пока сложно, говорят в «Укравтодоре» и «Укрзалiзнице».
Предварительно стоимость восстановления свыше 960 км автодорог общего пользования в Донецкой и Луганской областях, а также 13 мостов и путепроводов оценивается в 1,7 млрд гривен, причем речь идет только о подконтрольных Украине территориях.
Железная дорога возможные затраты оценивает почти в 1 млрд гривен. Полностью разрушены Луганский и Донецкий аэропорты. На реконструкцию последнего было потрачено 6,97 млрд гривен.
На благое дело
На территории Донецкой области повреждено 2100 участков газопроводов. По оценкам СНБО, для ремонта объектов газовой инфраструктуры потребуется не менее 500 млн гривен, объектов тепло‑ и водоснабжения – 70 млн, восстановления работы транспорта в городах – 8,8 млн гривен.
Кихтенко уверяет, что с начала боевых действий в Донецкой области было разрушено свыше 1000 объектов электросетей «Донецкоблэнерго», на восстановление которых уже потрачено 15 млн гривен.
Итого: минимум 10,3 млрд гривен – ущерб, причиненный инфраструктуре.
Впоследствии потребуется программа по обеспечению жильем местных жителей. По данным ООН, не менее 1600 семей остались без крова.
Таким образом, потери страны от войны на Донбассе можно оценить в 132,7 млрд гривен в годовом исчислении, или 364 млн гривен в день.
Не все затраты на войну можно отнести к убыткам. Оборотная сторона медали – развитие оборонного комплекса. По словам первого замдиректора ГП «Укроборонпром» Сергея Пинькаса, в 2014 году на предприятиях концерна удалось создать 2000 рабочих мест, погасить долги по зарплате на 40 млн гривен, вывести из убытков десяток предприятий. Правда, концерн в целом не стал зарабатывать больше.
Его прибыль за прошлый год составила 150 млн гривен против 522 млн в 2013‑м. На финансах негативно сказался вынужденный отказ от экспорта, который упал на 5,5 млрд гривен.
За рубеж сейчас уходит лишь 1–2% произведенного, а внутри страны продавать продукцию приходится почти по себестоимости. Но загрузка заводов, многие из которых долгие годы оставались вообще без заказов, важнее высокой маржи, считает Пинькас.
При правильном подходе оборонка могла бы стать локомотивом экономического роста. Она, а также восстановительные работы способны обеспечить загрузку и смежным отраслям: машиностроительной, строительной, металлургической, производству строительных материалов и пр.
Во время Второй мировой именно военные заказы вытащили США из Великой депрессии. В послевоенный период множество стран, в частности Япония и Финляндия, сумели в ходе восстановления не только отстроить разрушенные предприятия, но и перевести их на качественно новый уровень.