Мариуполь обстреляли из "Градов"
24 января около 9.30 террористы обстреляли из «Градов» район Восточный в Мариуполе Донецкой области. 30 людей погибли, 105 — ранены.
— За несколько минут до обстрела пропал газ. Заметили, потому что жена пекла пирог, — рассказывает мариуполец 56-летний Юрий Фролов. — Включил телевизор — через минуту пропал и свет. Потом начало сильно трясти, было слышно взрывы. Мы упали с женой на пол. В квартире вылетели окна, все тряслось. Гудело в ушах, я голову накрыл подушкой. Через 10 минут взрывы прекратились, выглянул на улицу. Там горел рынок. Было слышно, как из квартир выбегают соседи, голосят. Улица Киевская была усеяна трупами. Там и дети, и взрослые. Везде «скорые», пожарные. У подъезда нашли коляску с младенцем. Взрывной силой отбросило. Мамочку ранило сильно. Ребенок жив.
В микрорайоне сгорел базар, автостоянка, магазины. Разбомблены десятки частных домов, в школе и детсаде вылетели окна. Без окон остались и больше тысячи квартир в многоэтажках. В районе было больше 50 пожаров. Спасатели не успевали их гасить. В полдень волонтеры начали расставлять палатки. Бесплатно раздавали чай и бутерброды с сыром. Также советовали, куда обращаться тем, у кого пострадало жилье.
— Захарченко (премьер-министр самопровозглашенной ДНР. —»ГПУ») — скотина. Сначала кричал, что будет на нас идти, а после обстрела орет, что ничего не было. Один в один, как с «Боингом». Сначала писали, что птичку сбили, а потом отрицать давай. Мариуполь давно уже видит, из чего эта ДНР состоит. А после субботы народ этих уродов рвать на куски готов, — говорит 27-летний Иван. Фамилию не называет. Живет в Приморском районе Мариуполя. С несколькими десятками добровольцев ездил помогать жителям Восточного. — Об обстреле узнал от друга. У него сестра там живет. Позвонила: кричала в трубку, что бомбят. Слава богу, додумалась в подвал с детьми залезть. С добровольцами разгребали завалы, заклеивали пленкой выбитые окна.
— Взрывы было слышать на весь город. Я в центре живу. Такое эхо было, как будто за сотню метров бомбы падают. Тупо в землю носом зарылся и 20 минут лежал. Как опомнился — побежал домой. Жена в туалете закрылась, молилась, — рассказывает 32-летний Владислав Скрипник. — Восточный однозначно террористы обстреляли. Недалеко украинские блокпосты. По-видимому, боевики по ним стреляли, но перестарались. После обстрела паника была по всему городу. Продукты раскупали. Из обстрелянного района народ массово убегал. Кое-кто к себе домой семьи с маленькими детьми брал, гостиницы заселены. В воскресенье шок немного спал. У матери коллега там живет. Ее квартиру на четвертом этаже так трусонуло, что полпотолка упало. Вернулась назад. Говорит: страшно, но все же своя квартира.
Людей, которые потеряли жилье, поселили в санаториях комбината «Азовсталь». Часть жителей Восточного ночевала в пунктах обогрева. Несколько раз на ночь наведывались в жилье. Переживали за имущество. 25 января начали раздавать гуманитарную помощь: полиэтиленовую пленку, теплые носки, одеяла.
— Нам нужно все, так как в доме был пожар, — говорит 35-летняя Татьяна Калугина. — Выгорело все, крыша разрушена. Муж погиб. Похоронить обещают за средства горсовета. Через несколько дней должны дать стекло. Его сразу советуют проклеивать пленкой — тогда не будет рассыпаться от взрывов.
В интернете мариупольцы призывают объединяться в дружины, чтобы патрулировать город.
— До обстрелов некоторые друзья реально думали, что нужно к ДНР присоединяться. Теперь звонят: какие мы дебилы. В то, что это была украинская провокация, никто не верит. Наши блокпосты сразу за городом, а дальше сраные ополченцы, и стреляли однозначно оттуда. Люди видели черный шлейф от «Града», — рассказывает 23-летний Виктор, фамилию просит не называть.
— Все идет к тому, что город нужно будет защищать с оружием в руках. Те, кто хотел выехать, — уже убежали. Слышал, военные между собой говорили, что со дня на день будет наступление террористов, — добавляет 20-летний Виктор.
В воскресенье сотрудники Службы безопасности Украины задержали корректировщика террористов в Мариуполе. Это местный гаишник Сергей Кирсанов. Он передавал информацию российскому офицеру с позывным «Пепел». Разыскивают второго наводчика — 38-летнего Сергея Пономаренко.
Обстреливали город со стороны села Саханка, которое расположено между Мариуполем и Новоазовском. Силам АТО удалось уничтожить четыре из шести «Градов», сообщил министр обороны Степан Полторак.
Россиян будет трудно остановить
— Мариуполь имеет стратегическое значение. Если Россия захватит его, получит еще один морской путь для сообщения с Крымом. Будет канал для торговли и контрабанды в ЛНР и ДНР, — говорит Алексей Мельник, 53 года, содиректор программ внешней политики и международной безопасности центра Разумкова. — И самое важное — завладевание Мариуполем изменит ситуацию в зоне конфликта. Россиян будет трудно остановить. Особенно с такой позицией украинской власти — вялой и неопределенной.
Расстрел Мариуполя из «Градов» может иметь две причины. Первая — ошибка террористов, целью которых был военный блокпост. Вторая — спланированная акция, чтобы посеять панику.