Позвоночник и осанку выравнивают стельками
— Станьте напротив меня и протяните перед собой руки. Я на них свои покладу. Буду давить, а вы пробуйте удержать, — говорит пациенту 48-летний Антон Броварник, директор столичного центра реабилитации опорно-двигательного аппарата. — Левая рука опускается ниже. Это значит, что левая нога короче.
Под пятку левой ноги кладет тонкую подкладку и повторяет тест. Пациент равномерно удерживает руки.
— Неодинаковые ноги — это распространено. Для советской медицины нормой была разница в 5 миллиметров. Но уже 2 — большой риск для здоровья. У хореографа левая нога укоротилась на 3 миллиметра. От перекоса сместился позвонок. Каждый из них отвечает за работу какого-то органа. Какой дал сбой, не знаю, но мужчина пожелтел. Проверили на все гепатиты, онкологию, СПИД. Ничего не нашли. Я сделал ему стельки, чтобы ноги были одинаковы. На второй день — нормальный цвет кожи. Ноги становятся разные, потому что мы ходим обутые. Африканцы ходят босиком, и ступню ничего не сковывает. Балансирует так, что позвоночник остается ровным. Модельеры обуви — хорошие люди. Но когда мы обуваем ботинки, ставим стопы в колодки.
Лучшая обувь — та, в которой человек может шевелить пальцами.
— Пальцы и стопа должны работать. Кости при ходьбе воспроизводят тысячи направлений движения. В тесной обуви не могут. Хорошая стелька выставляет ступню в такое положение, чтобы балансировать. Тогда позвоночник не будет искривляться. Это как выставление развала-схождения колес авто. Только на разбалансированном автомобиле люди не ездят, а с разбалансированным позвоночником ходят. Стираются хрящи.
Антон Броварник сделал стельки для своих детей, чтобы с детства не искривляли позвоночник. Сам тоже носит.
— Вылечил ими плоскостопие. Косточки на пальцах частично стали на место. Но меня не так это донимало, как боли в спине. Советовали операцию. Я отказался. Благодаря стелькам, тренажерам, гимнастике постепенно привел позвоночник в порядок. Так проще лечить грыжи, перекосы, остеохондрозы, сколиозы.
Одну пару стелек перекладывают в разную обувь. Больший размер покупать не нужно. Женщинам делают две пары — отдельно для обуви с каблуками высотой до 4 см и для более высоких. При подъеме ступни меняются точки нагрузки.
— Женщина спрашивает, можно ли ходить на каблуках. Только произносишь «нет», она тебя уже не слышит. Каблуки — это ее природа. Сделать стельки после ортопедической операции пришла японка. В туфлях на шпильке в 21 сантиметр. Спрашиваю, а ходите в чем? В этом, говорит. В ее туфлях нельзя ходить, на них можно только смотреть. Но мы сделали под эту шпильку. Сейчас можно все. Почему-то считают стандартом, когда половина людей чувствует дискомфорт от них. В действительности это такой товар или такие технологии. Должно быть удобно. Профессионально сделанную стельку человек не чувствует. Как и зубной протез-мостик.
Пациент становится на сканер, который фиксирует снизу положение ступни. По этому отпечатку делают стельку.
3 месяца нужно ходить в стельках. Их перекладывают в домашние тапки. За это время мускульная память запоминает правильное положение ступни и удерживает его.