Не сват, не брат, а технократ
В правительство Украины набирают неподкупных иностранных специалистов
Сама идея — поставить «чужих « на часть командных высот в кабинете министров — принадлежит Петру Порошенко. Причина известна. Украина, спустя год после Революции достоинства, остается, по данным Transparency International, самой коррумпированной страной Европы.
«Антикоррупционные законы заложили только основу, фундамент для изменений. Чтобы двигаться в сторону реформ, нужны новые институты и новые, квалифицированные кадры!» — предупреждают эксперты Transparency International. Их полезные советы звучат начиная с эпохи Леонида Кучмы, но все впустую. Президент Виктор Ющенко тоже обещал бороться с продажностью должностных лиц. И щедро наделил исполнительной властью тех, кому доверял, — от соратников по Майдану-2004 до земляков и кумовьев, которых многодетный президент имел в избытке.
Порошенко не забыл «оранжевый» урок. В конце ноября, выступая в Раде, заявил: в правительстве могут и должны появиться менеджеры-иностранцы! «Никому не кум, не брат, не сват, равноудаленный от всех политических сил технократ, пользующийся доверием», — нарисовал он собирательный образ идеального зарубежного управленца. Президент просил возможности, опираясь на изменения в законодательстве, давать приглашенным «варягам» украинское гражданство, причем в срочном порядке.
Вскоре журналистам удалось выяснить: двигателем идеи стала администрация президента. Две крупнейшие хедхантинговые компании (причем, что любопытно, одна из них — российская) взяли миллион с четвертью гривен за «заказ» на поиск по миру неподкупных реформаторов для Украины. Нашли таких две сотни. В результате отсева осталось 24 человека.
Влиятельное издание «Зеркало недели — Украина» уже сделало детальный анализ кабмина-2014 с переходом на руководящие личности, в том числе и со свежим гражданством.
Ключевую фигуру, министра финансов Наталью Яресько, 48-летнюю этническую украинку (ей оказали доверие «Самопомич» и «Блок Петра Порошенко»), наблюдатели склонны считать скорее «смотрящей от Запада» — чтобы донорская помощь не была разворована. До переезда в Киев в 90-х годах Яресько жила в Вашингтоне, работала, в частности, в госдепартаменте США и в посольстве США в Украине, входила в наблюдательный совет фонда Арсения Яценюка Open Ukraine («Открытая Украина»). Наталия Яресько пока не подала декларацию о доходах. Но известно, что она — соучредитель и главный исполнительный директор международной инвестиционной компании Horison Capital, также владеет долями в других фирмах, включая «Инкерман» (это крупнейший производитель вин в Украине). Нового министра финансов называют весьма компетентной в инвестиционно-финансовой сфере, а отсутствие опыта службы в украинских госструктурах можно отнести и к минусам, и к плюсам.
Литовец Айварас Абромавичус, министр экономического развития и торговли, к своим 38 успел стать партнером шведской компании East Capital, миноритарным акционером Сбербанка России (три года жил и работал в РФ), жениться на украинке и переехать в Киев. Имеет степень бакалавра в сфере международного бизнеса Concordia International University (Эстония) и Concordia University, Висконсин, США. Абромавичус вошел в правительство по квоте пропрезидентского блока. Его считают асом в области финансов коммерческой сферы, человеком, разбирающимся в экономике постсоветских стран и украинских реалиях. С госструктурами, подобно Наталии Яресько, не имел дела никогда. Абромавичус уже пообещал тотальную чистку в министерстве, жесткое обращение с регуляторными органами и другие радикальные шаги. «Я из Европы, будем работать по-европейски», — обнадежил он подчиненных.
44-летний министр здравоохранения Украины Александр Квиташвили два года занимался реформой здравоохранения Грузии в правительстве Ладо Гургенидзе. Также в его послужном списке — должность в финансово-административном департаменте Медицинского центра Атланты (США), координаторство международных программ, руководство Институтом «Восток—Запад». Но украинские врачи все равно недовольны, поскольку впервые во главе Минздрава — руководитель без специального медицинского образования, вдобавок он не знает страны. Пока же Квиташвили привлек к себе напряженное внимание публики фразой: «Необходимо победить постсоветский менталитет: люди платят за электричество и за газ, заливают в машины дорогостоящий бензин, но почему-то никак не привыкнут, что хорошее обслуживание в медицинских учреждениях стоит дорого и за него нужно платить». Господин Квиташвили также креатура «Блока Петра Порошенко».
Министры-иностранцы планируют внести в Раду 16 реформаторских законопроектов. Это поможет получить от Всемирного банка реконструкции и развития 500 млн долларов.
Но президент не намерен останавливаться на достигнутом. Порошенко высказался в пользу того, чтобы Антикоррупционное бюро в Украине тоже возглавили «люди неместные», а в президентской администрации не видят проблемы и в Генеральном прокуроре «со стороны». По крайней мере соответствующий законопроект под номером 1161 зарегистрирован в парламенте.
Как о свершившемся факте говорят еще об одном назначении. Первым замом министра внутренних дел Украины станет Эка Згуладзе, экс-глава МВД Грузии. Новоизбранный депутат, недавний спикер милицейского ведомства Антон Геращенко по старой памяти проинформировал сетевое сообщество о телефонном разговоре своего бывшего шефа с грузинской коллегой. Эка Згуладзе, по словам Геращенко, поделилась простым рецептом преодоления коррупции в ведомстве: «Мы посадили примерно 1000 работников милиции, около 300 прокуроров, около 50 судей и 7—8 министров. После чего все поняли: за нарушение закона обязательно будет наказание…»