Министерство информационной войны
Новую структуру журналисты Украины пока воспринимают в штыки
Руководитель новорожденного министерства информационной политики Украины Юрий Стець (он совсем недолго пребывал в статусе депутата от «Блока Петра Порошенко») собрал в Союзе журналистов круглый стол. Чтобы обсудить в профессиональном кругу, нужно такое министерство или нет.
«Какой толк обсуждать, если Рада уже проголосовала «за»?» — удивились коллеги, но на встречу пришли. Слухи о том, что в стране после двух Майданов и настоящей свободы слова появляется орган, призванный осуществлять цензуру и указывать национальным СМИ единый правильный путь, требовали проверки. К тому же, считали журналисты, разработку и осуществление информационной стратегии могли бы возложить на Совет национальной безопасности и обороны либо на профильный парламентский комитет, а не множить ряды чиновников вопреки обещаниям сокращать аппарат.
Стець, в прошлом генпродюсер Пятого телеканала и активный участник протестных акций при Януковиче, обиделся: это его-то подозревают в намерении ввести карательные практики?! «У меня шишек, набитых от милицейских дубинок за свободу слова на голове больше, чем у тех, кто кричит против министерства!» И поклялся: ведомство создается «только на период АТО или военного положения в Украине. Как только ситуация стабилизируется, я подам в отставку и потребую ликвидации министерства».
Главной своей задачей Юрий Стець назвал необходимость развития иновещания, «распространение информации об Украине в мире». Ну и работу на внутренних фронтах, на которую государство прежде не обращало внимания — пока не проклюнулся сепаратизм. «Я не понимаю, почему в одной части страны гимн поют и руку к сердцу прикладывают, а в другой — наш флаг топчут», — признался Стець.
С августа 2014 года Юрий, сложив депутатский мандат, служил руководителем управлением информационной безопасности Нацгвардии. Как сам рассказал, уничтожал ризографы, где печаталась газета «Новороссия», устанавливал «глушилки» на передатчики, транслирующие телеканалы ДНР и ЛНР, выпускал листовки для распространения в городах, захваченных террористами. Но ломать враждебное мало. Надо строить либо перестраивать, с учетом ситуации, свое, хотя бюджет — 4 миллиона гривен, «в сто раз меньше, чем в других министерствах», — подчеркнул Стець.
Кабинет у него, пообещал министр, будет не в Киеве, а в освобожденном Славянске, штат всего человек 20—30. Правда, фотокорреспондент «Лос-Анджелес таймс» Сергей Лойко, ставший за время АТО настоящим кумиром украинских читателей, поблагодарил и отказался от чести пойти к Стецю в замы, хотя готов помогать как внештатный советник.
Корреспондент «Новой газеты» вступила в полемику с министром по поводу его слов о «департаменте, который станет заниматься информационной войной с Россией». Вернуться в тоталитарную пору пропаганды и контрпропаганды вместо того, чтобы честно, смело и объективно рассказывать об Украине? Юрий Стець выслушал аргументы и спросил: «А против термина «противодействовать» вы не возражаете?»