5 гривен за каждую прочитанную книжку платит отец сыну
— Не люблю читать, потому что дома есть планшет. Но папа заставляет. За каждую прочитанную книжку платит 5 гривен, — говорит 8-летний Андрей Коваленко. Пришел с отцом в столичную детскую библиотеку №9 на Лукьяновке.
Мальчик достает из пакета две книжки с детскими стихотворениями. Кладет на стол перед библиотекаршей.
— Стихи почти все выучил, — говорит Андрей. — Скоро же Новый год, Дед Мороз с подарками придет. Нужно ему какой-то рассказать. Стихов знаю много. Но все рассказывать не буду, потому что Деду Морозу придется мне все подарки отдать.
Хочу взять книжку о фокусах. В первом классе одноклассник ее в школу приносил. Теперь он умеет вытягивать из рукава носовой платочек и отрывать себе палец. Но как это делает, никому не рассказал.
Библиотекарша приносит со второго этажа книжку «200 интересных опытов».
— О фокусах так и не вернули, — говорит. — Возьми эту, будешь проводить дома химические опыты. А какие-то и в школе сможешь показать.
Андрей отказывается. Обещает зайти через неделю.
В читальном зале на столе лежит карниз со светло-зелеными шторами.
— Вчера два мальчика пришли готовить реферат, — рассказывает библиотекарша Валентина Захабура, 36 лет. — Сначала что-то записывали, а потом начали играться. Так разошлись, что карниз упал на пол.
15-летняя Александра Шахрай на втором этаже в зале для школьников 5–11 классов просит «Анну Каренину» Льва Толстого и поэму «Моисей» Ивана Франко.
— Ребята из класса читают произведения сокращенно, а мне хочется полностью, — говорит. — Все книжки есть в электронном варианте. Но больше нравится читать на бумаге. Знаешь, на какой странице описание героя, на какой интересные цитаты. В электронной книжке все это тяжелее искать.
Библиотекарша приносит заказ.
— В библиотеке бываю каждую неделю. За полгода прочитала все книжки о Гарри Поттере, а трилогию «Бегущий по лабиринту» Джеймса Дашнера — за два дня. Дома даже во время обеда не выпускала ее из рук. Ночью мама ругала: «Сейчас же положи книжку и выключай свет. Будешь много читать, посадишь зрение». Делала вид, что послушалась. А через полчаса опять бралась читать до трех утра.
В школу постоянно беру книжки. Ребята бегают по коридору, а мы с девушками сидим и читаем. Сегодня даже на уроке математики не удержалась — читала Достоевского. Осталось 20 страниц «Преступления и наказания». Так интересно было, чем закончится.
Школьница берет книжки под мышку и уходит из библиотеки. Ежедневно туда приходят до 40 детей. Библиотекари говорят, это зависит от погоды.
— Беру книжки только со школьной программы, — 16-летний Кирилл Литвиненко выкладывает на стол «Преступление и наказание» Федора Достоевского. — Друзья читают в интернете, а я не могу. Только включаю компьютер — начинаю отвлекаться, в социальных сетях кто-то пишет постоянно. Поэтому, когда беру книжку, компьютер и мобильный выключаю. Так проще сконцентрироваться.
Вместо «Кобзаря» просят «Кобзона»
— Дети постоянно путают имена писателей и названия книг, — говорит библиотекарь Валентина Захабура. — «Тайное общество трусов» Леси Ворониной называют книжкой о вороне-трусихе. Артура Конан Дойля — «Конан», «Кодель», «Доля» и «Дуля». Гомерову «Илиаду» называют «Гомериадой» и «книжкой об Одессе». Как-то один мальчик вместо «Кобзаря» попросил «Кобзона».
Часто достается и Мигелю де Сервантесу. Его называют «сервантом», «сэром Вантусом» или говорят: «Дайте нам книжку «Дона кого-то».
Как-то пришел мальчик и говорит: «В 10-ом классе начал читать очень интересную книжку. Но до конца не дочитал, а теперь хочу найти ее. Название не помню. Там рассказывается о парне, который нанялся учительствовать к богатому чуваку, отцу двух дочерей. Тот учитель с одной спал, а на другой хотел жениться». Поняла, что речь о «Красном и черном» Стендаля.