Владимир Скачко: Счет идет на бабушек…
Сегодня, в годовщину «евромайдана» и «оранжевой революции», в новоявленный «день достоинства и свободы», не лишне выяснить: вот чем отличаются друг от друга две бабушки, замерзшие от холода или умершие от голода и болезней, которые нечем лечить, на юго-востоке Украины или на ее юго-западе. Или в центре? Или на севере? На мой взгляд, ничем. Юго-восток, точнее, Донбасс, конечно, вносит свою специфику: там бабушек могут еще и запросто убить – разбомбить в жилищах или просто завалить минами и снарядами по дороге в магазин или в аптеку. Воюют на юго-востоке, а замерзает и медленно гибнет не только он, но и вся остальная Украина: центр, север, запад, юго-запад…
Гражданская война и все, что с нею связано, — это общая трагедия современной Украины. Ее гуманитарная катастрофа, которую начали замечать даже в Европе, покорно следующей на привязи за американской политикой. Однако и в Европе есть люди, которые не могут не видеть очевидное. И честно говорят об этом.
Буквально на днях докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по гуманитарной ситуации на Украине Джим Шеридан (Великобритания) по итогам визита в Киев и Харьков 17-18 ноября этого года заявил: «Украина сталкивается с серьезным гуманитарным кризисом вследствие конфликта в восточных регионах. Я убежден, что степень тяжести кризиса не оценена до конца в Европе и вообще не оценена во многих западноевропейских странах. …Украинское правительство в действительности само только начинает осознавать масштаб и последствия».
И мистер Шеридан совершенно правильно назвал и обозначил один из источников и одновременно признаков этой гуманитарной катастрофы – военную операцию, названную АТО, в Донбассе.
И президент Международного комитета Красного Креста (МККК) Петер Маурер в начале ноября этого года сообщил, что его ведомство уже расширило свою деятельность на Украине. Потому что проводит там одну из самых сложных операций, связанную именно с гражданской войной. По словам Маурера. В прошлом году МККК даже дополнительных денег для Украины не планировал. «У нас были намечены только небольшие операции по поддержке развития Украинского общества Красного Креста. …Однако по мере расширения конфликта мы пришли к выводу о том, что боевые действия привели к гуманитарному кризису в Донбассе, в частности, и в целом на Украине, везде возникли гуманитарные потребности в связи с появлением беженцев из-за продолжающихся боевых столкновений», — прямо сказал он.
И в общем-то эти два европейца только подчеркнули очевидное: из-за войны в Донбассе страдают не только жители юго-востока, а и вся остальная Украина. Особенно ее совсем или слабо защищенные слои – старики, инвалиды, дети. Страдают из-за веерных отключений электроэнергии и несвоевременной подачи тепла. Из-за сокращения социальных выплат и тотального роста цен на все, но в первую очередь на продовольствие и лекарства. Из-за проблем с энергоносителями одинаково замерзают и приходят в негодность школы и больницы, детские садики и ясли по всей Украине, а не только в зоне АТО, где социальную инфраструктуру еще и разрушают артиллерийским и ракетным огнем.
Из-за тотального безденежья и государственного сокращения социальных выплат, живодерской политика банков во главе с Нацбанком Украины, разгоняющих инфляцию, но при этом старающихся заморозить выдачу даже тех скудных вкладов-депозитов, которые могли бы помочь старикам, население еще больше нищает. А для стариков и больных это оборачивается подчас медленной и мучительной смертью. На помощь малоимущим можно было пустить даже золото-валютный резерв, но он, резерв, уменьшается катастрофически и улетучивается в неизвестном направлении. И особо порадовал всех в этом отношении премьер-«кролик» Арсений Яценюк, когда публично заявил: «Золото-валютные резервы нужны только странам-изгоям, не имеющим международной поддержки. Украина-не из их числа».
И это при том, что как мы видим, МККК сам увеличивает помощь Украине и ее страдающим слоям населения. «…Вероятно, нам придется и далее расширять масштабы своей деятельности потому, что число беженцев очень велико, — подчеркнул президент МККК Маурер. А докладчик ПАСЕ Шеридан призывает власти Украине не делать вид, что ситуация в Донбассе и по всей стране — «не из-за их действий и произошла абсолютно без предупреждения». «…Должны прекратиться нарушения прав человека, совершаемые как регулярными, так и нерегулярными вооруженными формированиями на территориях, контролируемых повстанцами, и по их периметру. …Правительство должно продолжать выполнять свои жизненно важные обязанности по отношению к тем, кто еще живет в районах, находящихся под контролем ополченцев», – сказал он.
То, что вся страна страдает от войны в Донбассе, только власти не хотят этого замечать. И что характерно: первые антивоенные выступления, по данным интернет-ресурса «Свободная пресса», начались еще в июне в городе Яворов Львовской области. Там родители мобилизованных солдат блокировали войсковую часть, чтобы их сыновей не отправили воевать на юго-восток. И там несколько десятков человек пикетировали военкомат и войсковую часть, требуя вернуть домой бойцов, выживших после артобстрела под Зеленопольем Луганской области. Затем массовые антивоенные акции прокатились по Черновицкой области, по деревням Домбоки, Червеньово, Страбичево Мукачевского района, по четырем населенным пунктам Хустского района, по селам Мужиево и Гать Береговского района.
В июле все началось и в Закарпатье, где одним из центров протеста стало село Рокошино Мукачевского района. Люди на два дня заблокировали трассу международного значения Киев–Чоп, протестуя против мобилизации. А потом все пошло и на юг: в Одесской области родственники солдат перекрывали трассу Одесса — Южный, требуя, чтобы их близких, уже находящихся на юго-востоке, вернули домой.
После того антивоенные протесты захлестнули всю страну. Сегодня к ним присоединяются протесты социальные. С той только особенностью, что на помощь «протестантам», а на самом деле своим родным и близким, матерям и женам могут прийти военные из зоны АТО. С оружием прийти, и тогда «майдан-3» или социальный майдан» приобретет такие очертания и такую конкре5тику. От которой власти в Киеве вряд ли удастся отвертеться. И усидеть в креслах…
Впрочем, украинские власти, на всех углах кричащие о свои безоговорочном европейском выборе, имеют, что предложить своим согражданам, «слизав» опыт с прочих «младоевропейцев». Например, новый министр здравоохранения Литвы Риманте Шалашявячюте, которая была приведена к присяге в начале июля, уже предложила социальное «ноу-хау»: «Эвтаназия может быть хорошим выбором для бедных людей, которые в силу бедности не имеют доступа к медицинской помощи». По ее словам, Литва, новый член ЕС и НАТО, — не социальное государство, где паллиативная помощь доступна всем нуждающимся, а значит, эвтаназия может стать решением для людей, которые «не хотят беспокоить родственников зрелищем собственных страданий».
И новая министерша немедленно начал общелатвийскую дискуссию об эвтаназии «лишних бедных стариков». Но опиралась-то она на опыт «староевропейцев». По ее словам, прав на эвтаназию уже давно имеют старики Бельгии. А теперь, точнее, в феврале текущего года, к ним добавились и… дети. Нижняя палата бельгийского парламента одобрила закон о легализации детской эвтаназии. Для неизлечимо больных детей, испытывающих невыносимые муки, которые никак нельзя облегчить. «За» проголосовали 86 депутатов Палаты представителей, «против» – 44, 12 парламентариев воздержались. И бельгийский король бельгийцев Филипп подписал этот закон. Несмотря на обращение к нему 200 тысяч граждан разных стран Европы и мира, написавших в петиции, что документ является «самым страшным законом об эвтаназии во всем мире». И несмотря на протест католической церкви, представитель которой архиепископ Брюсселя Андре Леонард заявил: «Закон открывает дверь, которую уже никто не сможет закрыть»…
Но Украина, ведомая идеалами «евромайдана» идет в Европу. К ее ценностям и идеалам. И как мне кажется, она сама и без лишней помощи и заимствованного вдохновения у себя уже открыла счет на детей и бабушек. Европа только придаст им нужный лоск и респектабельность. Так вождь канниаблов, получивший образование в Оксфорде, до блеска полирует череп съеденного им врага, чтобы пепельница из кости выглядела элегантно и по-европейски…