Медицина и мясо стали недоступными на фоне украинского шока цен
Валентина благодарна за те две пенсии, что они с мужем получают на двоих, даже при том, что инфляционный шок в Украине означает, что их уже не достаточно, чтобы купить лекарства и мясо.
«У нас есть немного картофеля, помидоров и огурцов с дачи», рассказала 72-летняя пенсионерка в Житомире, который находится в двух часах езды на автобусе к западу от Киева. «Я не могу себе представить, как люди выживают на одну пенсию. Мы не можем даже в аптеку пойти. Мы стараемся использовать травы вместо лекарств», пишет bloomberg.
От Львова, который находится недалеко от польской границы, до Харькова, 1000 км (650 миль) восточнее, в тени России, украинцы борются в условиях наихудших мировых показателей валюты, инфляции, которая взлетела на 20 процентов, и самого глубокого спада за последние пять лет. Бедственное положение 270000 жителей Житомира показывает, как вынужденные меры строгой экономии, диктуемые антикризисными действиями, и давление восьмимесячных восстаний влияют на повседневную жизнь.
Противостояние в Украине
Через дорогу от универмага советских времен, на центральном рынке под открытым небом продают продукты питания, одежду и игрушки. Продавцы ютятся рядом с табличками, предлагая купить семена тыквы, орехи, кроличьи шкурки, перья и фасоль от производителей, которые приехали из близлежащих деревень.
Местные жители экономят из-за 48-процентного спада гривны в этом году, снижение которой подорвало покупательную способность. Уровень инфляции подскочил до 19,8 процента в прошлом месяце, поскольку спад валюты увеличил стоимость импортируемых товаров, от бензина до фруктов.
Самое дешевое мыло
«Я ощущаю девальвацию гривны везде,» рассказывает Тамара Яковец, 46 лет, из окошка киоска размером 2 квадратных метра, где она продает зубную пасту и шампунь. «Мои клиенты в шоке. Я должна поднимать цены каждую неделю. Люди перестали покупать дорогие вещи, и теперь они спрашивают самое дешевое мыло».
Инфляция, вероятно, ускорится до 25 процентов в этом году, по сравнению прогнозом в 19 процентов ранее, сказала сегодня Глава Национального банка Валерия Гонтарева.
Украинцам не привыкать к инфляции. Рост цен достиг максимума в 10256 процентов в 1993 году, после демонтажа советской экономики. Поутихнув, показатели подскочили до 31,3 процента в 2008 году, незадолго до того, как гривна упала в последний раз.
Акцент снова на валюте. Помимо импорта, расчёты от аренды квартир до покупки автомобиля часто устанавливаются в долларах, в то время как заработная плата в гривне.
Для Ирины Иванчук даже зарплата в гривне была бы облегчением. Потеряв работу в этом году, ей приходится жить на военное довольствие мужа и помощь со стороны родственников.
Наблюдения за долларом
«Я смотрю курс доллара все время, потому что для меня это самый лучший показатель бедности», сказала 29-летняя мать сына-первоклассника. «Я покупаю меньше сладостей и фруктов из-за астрономических цен. Раньше мы могли отложить какие-то деньги. Теперь мы ничего не можем отложить».
Гривна в Украине подскочила до 15,18 за доллар по состоянию на 01:23 дня в Киеве по данным, собранным Bloomberg. После 11 ноября курс прибавил еще около 4 процентов.
В добавление к этому, правительство поднимает цену на природный газ для удовлетворения условий $ 17 млрд международной финансовой помощи. Хотя это приостановит утечку государственных средств от субсидий, это оказывает давление на домохозяйства, поскольку подскочили цены на отопление и электричество.
Кабинет, сражаясь с экономическим спадом, который по оценкам Национального банка достигнет 7,5 процентов в этом году, должен решать вопрос снижения уровня жизни, говорит Александр Вальчишин, главный экономист «Инвестиционного Капитала Украины» в Киеве. Растущие цены — это такая же угроза, как и конфликт в восточном регионе, на Донбассе, сказал он.
Правильная политика
«Инфляция – это то же самое, что и война,» сказал Вальчишин. «Это может привести к протестам, если люди обвинят власть в неумении вести правильную политику.»
Правительство пообещало помочь бедным гражданам оплатить свои счета за коммунальные услуги и расширяет программу, чтобы повысить количество домохозяйств, подпадающих под нее, с 1 млн до 4 млн. Всемирный банк одобрил заем в размере $ 300 млн в июле, чтобы помочь Украине расширить помощь незащищенным и социально необеспеченным слоям населения.
Некоторые украинцы готовы мириться с экономической болью как с ценой покидания орбиты России и приближения к Европейскому Союзу. Президент Украины Петр Порошенко подписал политическую ассоциацию и торговое соглашение с блоком из 28 членов, что являлось одним из ключевых требований протестующих, которые свергли его предшественника в феврале.
Не бесконечно
«Я готова терпеть нынешнюю экономическую ситуацию, пока идет война», сказала Анна Григорьева, 67 лет, преподаватель в кулинарном колледже, которая поддержала антикоррупционный посыл протестов. «Я не пойду на улицу завтра из-за инфляции и девальвации, но мое терпение не бесконечно.»
Другие менее толерантны.
Валя, пенсионерка, которая отказалась назвать свою фамилию, сказала, что она только купила 2 кг (4,4 фунтов) крупы, которой должно хватить на месяц, вместе с картофелем и свеклой на рынке. В то время как она не употребляет алкоголь и не курит, она не может позволить себе билет на автобус, чтобы посетить могилы родственников в Львовской области.
«Слава Украине?» спрашивает Валя, 76 лет, ссылаясь на лозунг уличного восстания. «Слава за что? Более высокие цены? Войну? Мы просто терпим власть».
Прекращение войны, где два месяца перемирия не уменьшило число погибших, является ключевым для Валентины, которая уже живет без лекарств и мяса. С пенсией, которая не меняется во время роста цен, ощущается боль, которая вынудила ее экономить.
«Так мы выживаем», сказал Валентина, отказавшись назвать свою фамилию. «Главное, что нам нужно — это мир».