Ситуация с Укрнафтой: государство vs Коломойский
осударство, де-юре являющееся мажоритарным акционером, смогло получить дивиденды за 2011-2013 годы, исключив из повестки дня не устраивавшие группу Приват пункты, пишет Дмитрий Горулько в №41 журнала Корреспондент от 17 октября 2014 года.
Каждое проведённое собрание акционеров Укрнафты — само по себе неординарное событие. Крупнейший в стране добытчик нефти и один из крупных добытчиков газа формально подконтролен государству — НАК Нафтогаз України владеет 50% + 1 акцией компании. Однако действующее законодательство предусматривает, что для собрания акционеров необходимо присутствие владельцев 60% акций.
Редкий созыв парламента обходится без внесения законопроекта «под Укрнафту», который снизил бы необходимый потолок кворума до 50%, но до принятия пока дело не доходило ни разу.
Таким образом, каждое состоявшееся собрание — продукт кропотливой подготовки многоуровневого компромисса с группой Приват Игоря Коломойского, контролирующей свыше 40% акций и фактически управляющей компанией через лояльный менеджмент. Не стал исключением и этот раз.
Угрожающие манёвры
О намерении инициировать созыв собрания акционеров Укрнафты Андрей Коболев, новый председатель правления Нафтогаза, заявил в первую же неделю после своего назначения на должность в конце марта. Ближе к лету претензии государства обрели очертания: чиновники, включая премьер-министра Арсения Яценюка, озвучивали предполагаемый размер дивидендов свыше 1 млрд грн.
Заявления сопровождались и действиями — схема с выкачкой технологической нефти из системы Укртранснафты, забуксовала и в полном объёме реализована не была.
После нескольких неудачных попыток Кабмин всё же добился от парламента увеличения рентных платежей на добычу нефти и газа, которое также ударило по Укрнафте. Правительство в лице профильного министерства даже замахнулось на святая святых — систему продажи нефти с аукционов, выгодной Укрнафте как крупнейшему добытчику.
Приват, контролирующий и Укрнафту, и Укртатнафту — оператора крупнейшего в стране (и единственного работающего сейчас) Кременчугского НПЗ, очевидно, не заинтересован ни в высокой цене на нефть, которую группа фактически продаёт сама себе, ни в наличии конкуренции за объёмы, коих и без того не хватает для полной загрузки завода.
Схема не раз претерпевала изменения, однако её конечные цели оставались прежними. Попытки Минэнергоугля внести изменения в действующий порядок аукционов, усложнив жизнь изобретательным миноритариям Укрнафты, стали поводом для судебных разбирательств, проходящих с переменным успехом.
Следует отметить, что Приват, поднаторевший в подобной борьбе с несколькими правительствами, в глухую защиту уходить не спешил и контратаковал при первой возможности. Неприятным сюрпризом для Нафтогаза и правительства, например, стало решение Высшего хозсуда от 19 мая. Он разрешил Укрнафте продать промышленным потребителям — производителям минеральных удобрений 2 млрд куб. м газа, находящихся в хранилищах Укртрансгаза с 2006 года.
Суд пришёл к выводу, что нормы законодательства, обязывающие подконтрольные государству компании продавать газ по низкой фиксированной цене для нужд населения, не распространяются на этот объём, поскольку он был добыт ещё до того, как эти нормы вступили в силу.
Часть экспертов сочли демонстрацией силы со стороны Привата и инвентаризацию на всех АЗС компании 23 июля. Одновременное закрытие на переучёт более чем 1.600 АЗС, владельцами которых номинально являются не связанные между собой юрлица, случайным считать сложно. Особенно учитывая, что оно совпало с последней, успешной попыткой всё же повысить ренту на добычу нефти и газа, предпринятой Кабмином.
Причём и после того, как подконтрольные Привату сети возобновили работу, на их АЗС ещё в течение пары недель «пропадали» отдельные марки топлива. Хотя это могло объясняться и проблемами с поставками ресурса на фоне роста продаж.
Слушали-постановили
Собрание, назначенное на 11 сентября, не состоялось в силу организационных причин, а сложные отношения между сторонами поставили под сомнение и проведение встречи 10 октября.
Тем не менее в прошлую пятницу переизбрать наблюдательный совет Укрнафты и распределить прибыль за три года всё же удалось. Повестка дня от предыдущего объявления отличалась лишь одним пунктом — отсутствовал вопрос о заключении договоров поставки природного газа, добытого Укрнафтой в 2006-2014 годах.
Вынеся за скобки последний спорный вопрос, стороны переизбрали наблюдательный совет, выведя из его состава бывших сотрудников госкомпании. Нафтогаз получил шесть мест, должность главы набсовета вместо прежнего председателя правления Нафтогаза занял Коболев, миноритарии во главе с Коломойским — оставшиеся пять мест.
Участники собрания также направили на выплату дивидендов почти 3,8 млрд грн — более 99% чистой прибыли Укрнафты за 2011-2013 годы. В заявлении по итогам собрания акционеров отдельно подчёркивается этот факт: предусмотренный государством минимальный уровень отчислений в таких случаях составляет 30% чистой прибыли.
Выплата дивидендов состоится в период с 20 октября до 10 апреля 2015- го. Причитающееся Нафтогазу будет перечислено в госбюджет.
Тем не менее, несмотря на прогресс в вопросе распределения прибыли, говорить об укреплении роли государства в управлении компанией было бы преувеличением. Смена состава набсовета — в большей степени протокольная процедура, реально же управляет деятельностью предприятия совет директоров, а там никаких изменений не произошло.
Теоретически Нафтогаз мог бы попробовать внести соответствующий пункт в повестку дня собрания акционеров, однако опыт показывает, что в этом случае кворум мог бы и не собраться, как уже не раз случалось ранее.
Отложенный конфликт
Отсутствие контроля над операционной деятельностью фактически означает, что компания управляется менеджментом, лояльным миноритариям. Укрнафта последовательно снижает объёмы добычи нефти и газа. Всё, что остается Нафтогазу в этой ситуации, — констатировать этот факт в своих годовых отчётах, отмечая, что компания снижает объёмы эксплуатационного бурения начиная с 2007 года.
Исключение из повестки дня вопроса о газе, добываемом Укрнафтой, также свидетельствует об отсутствии ясности в данном вопросе, особенно критичном ввиду наметившегося дефицита топлива. Судя по тому, что договорённостей по объёмам 2014-го тоже нет, Нафтогазу не стоит рассчитывать на Укрнафту в деле снабжения газом населения.
Отдельный аспект — налоговая дисциплина формально подконтрольной государству компании. В конце июля, комментируя повышение ставок рентной платы на добычу полезных ископаемых, Яценюк выразил убеждение в том, что «[Ринат] Ахметов и Коломойский будут с удовольствием платить увеличенный налог».
Но это заявление не выдержало проверки реальностью. Уже 9 сентября глава Государственной финансовой службы Игорь Билоус заявил, что Укрнафта в августе не заплатила рентные платежи на сумму свыше 500 млн грн, добавив, что в сентябре задолженность может возрасти ещё вдвое.
«Наибольшая проблема у нас с Укрнафтой, и я могу открыто об этом заявить», — подчеркнул Билоус.