Янукович никогда уже не будет для Путина своим — Портников
Янукович, который посадил Тимошенко и замахнулся на Кучму, перестал быть для российского руководства равным партнером.
Непонятно, что еще должен сказать Владимир Владимирович Путин Виктору Федоровичу Януковичу, чтобы Виктор Федорович понял, как на самом деле к нему относится Владимир Владимирович и что он о нем думает на самом деле.
Заявление о юридической правомочности соглашения, о котором договорились Путин и Юлия Тимошенко, в целом не ново — российские руководители не раз давали понять, что они думают о процессе, затеянном Януковичем именно по поводу этого документа. Но предложение отправить Юлию Тимошенко на лечение в Россию — это уже настоящий демарш. Такого заявления даже и представить себе нельзя было — и то, как спокойно и меланхолично выговаривал будущий российский президент эти слова отнюдь не соответствует тому эмоциональному накалу, с которым Путин относится к истории с Тимошенко.
И не только из-за газового соглашения — хотя для Путина сам факт посадки человека, который договаривался лично с ним, оскорбителен. А еще и потому, что посадив Тимошенко, Янукович создал нежелательный для постсоветских руководителей прецедент расправы над предшественником. Это почти как «Оранжевая революция», только хуже.
С точки зрения Кремля, Ющенко нарушил правила игры, обратившись к людям на улице, а Янукович нарушил правила игры, обратившись в прокуратуру. Прокуратура может быть задействована для отъема компании, посадки непослушного бизнесмена — но никогда для расправы над собственным предшественником. Путин уважительно относился к Ельцину, но и собственного премьера Касьянова, превратившегося в одного из самых жестких критиков его режима, не тронул и пальцем. Лукашенко не трогал Кебича и даже Шушкевича, очевидного оппозиционера, не посадил. Да, лишил пенсии, да, пытается из страны не выпускать — но не сажает же!
Потому что здесь так не делают. И поэтому Янукович, который посадил Тимошенко и замахнулся на Кучму, перестал быть на российского руководства равным партнером. Это человек, краха которого будут ждать и краху которого будут содействовать. Конец Януковича должен быть еще более показательным, чем конец Ющенко — просто потому, что революционер Ющенко, по иронии судьбы, соблюл все приличия, не тронув не только Кучму, но даже и Януковича.
Чужак Ющенко оказался более понятливым, чем якобы свой Янукович. Вот почему Янукович никогда уже не будет для Путина своим. И в этом своем намерении показательно наказать непонятливого соседа Путин един с европейцами. Потому что ни одному руководителю Европы, который подписывает документы и заключает межгосударственные соглашения, не хочется, чтобы завтра его сажали в тюрьму только потому, что преемнику эти договора показались невыгодными.
Именно поэтому Янукович поставил себя и за границы цивилизованного мира, и за границы мира, который сам он считает цивилизованным. Именно поэтому его мир сузился до размеров Межигорья. И то, что он позволяет собственному МИДу отчитывать Меркель как девчонку, а собственной Генеральной прокуратуре — отчитывать Путина как мальчишку, только ухудшает его положение. Таких поступков, такого тона ему не простят. Ни в Вашингтоне, ни в Берлине, ни в Москве.