Конституционный суд положил конец политической неопределенности в Украине /The New Europe/
Новая-старая Конституция — как выдержанное вино. Редакция 1996-го, которая устанавливала президентско-парламентскую республику, представляла собой результат пятилетнего экспертного процесса. А так называемая политреформа 2004-го было принято поспешно и с нарушением правовых процедур. Теперь все на месте, и президент снова может отвечать за свои действия.
Первого октября Конституционный суд Украины отменил так называемую политическую реформу декабря 2004 года и фактически вернул страну в правовые рамки Основного закона в редакции 1996-го, который, по образцу французской политической системы, устанавливал в государстве президентско-парламентскую республику.
Между редакциями Конституции 1996 и 2004 годов примерно такая же разница, как между благородным выдержанным «Бордо» и вином, что слишком быстро скисло. Документ 1996-го увенчивал пятилетний конституционный процесс, к которому были привлечены выдающиеся правоведы, эксперты Венецианской комиссии Совета Европы, политики из разных лагерей, представители гражданского общества. Зато так называемая политреформа 2004 года была закулисным, наскоро достигнутым компромиссом политических элит во избежание кровопролития в водовороте Оранжевой революции.
За последние пять лет я ни разу не встречал юриста, который бы согласился, что решение 2004 года были приняты с соблюдением необходимых правовых процедур. Кажется, все признали, что изменения к Конституции принимались по политическим соображениям, из закрывание глаз на явные правовые нестыковки, за нарушение процедуры, без полноценного общественного обсуждения. С такими оценками выступали и Венецианская комиссия, и многочисленные украинские политики, включая нынешней оппозиционеркой Юлией Тимошенко.
В то время как решение КСУ от 1 октября возвращает структуре власти в Украине логичное распределение полномочий и ответственности, суть и базовый курс украинской внешней политики остаются неизменными. Украина продолжит свой путь европейской демократии, отданной курсовые на европейскую интеграцию и развитию стратегического партнерства с Россией и Соединенными Штатами. Ища себе новых партнеров в мире, она не стремится вступить в НАТО или иному военно-политическому блоку. Тем самым она перестала быть головной болью Европы и стала фактором укрепления отношений по линии Восток — Запад.
Усилены полномочия президента будут использованы для предоставления новых стимулов государственном развитии. После многих лет, когда в Украине было слишком много политических нянек и слишком мало прогресса, демократически избранный президент получил возможность стать консолидирующей фигурой, которая определяет курс и берет на себя ответственность за успех этого курса. Учитывая, как тяжело украинской элите в последние годы удавалось достигать взаимопонимания на каждом шагу, было очевидно: смена политических правил в Украине неизбежна. Тот факт, что эта перемена произошла в судебном порядке, в полном соответствии с национальным законодательством и при наличии почти единогласного (17 против 1) решение Конституционного суда, говорит в пользу украинской демократии.
При том что цели украинской политики остаются неизменными, скорость движения к ним должно измениться. Украина много лет не хватало не столько красивых деклараций, сколько эффективных реформ и действий, ориентированных на достижение европейских стандартов. С 1 октября это изменилось. Заполняя пробелы в законодательстве и устраняя «правовые мины», заложенные «политической реформой», новая политико-правовая реальность обеспечивает длительный результат и вводит в украинскую политику тот элемент, которого ей не хватало: ответственность власти за проводимую политику.
На выборах 2010 года украинские граждане доверили Виктору Януковичу не только президентскую булаву, но и свои надежды на то, что государственный механизм в Украине наконец заработает. Бесконечная политическая драма в Украину не только действовала на нервы иностранным партнерам. Она прежде тяготила жизнь миллионов украинский. А они, как собственно и любой другой народ в любой другой точке мира, ждут от своей власти простых и понятных вещей: обеспечить мир, стабильное экономическое развитие и лучшее будущее для их детей. И поскольку юридически сомнительна, политически несовершенна «реформа» 2004 года была одним из препятствий на этом пути, я убежден в одном: никто за ней скучать не будет.