СБУ на протяжении всего своего существования не сумела превратиться в государственную структуру — Александр Скипальский
Сегодня «действующим лицом» у нас есть Александр Скипальский, генерал-лейтенант, экс-заместитель главы СБУ.
— Вы бывший сотрудник СБУ или нынешний?
— Смотря как оценивать. Если литературно, то бывших не бывает. Если юридически, то я уже несколько лет, как на пенсии.
— Тем не менее, господин Скипальский нам поможет разобраться, что происходит со Службой безопасности Украины, вокруг нее идет очень много разговоров, противоречий. В частности, вокруг персоналии председателя СБУ.Вы были одним из реальных кандидатов на должность главы СБУ, но это было 5 лет назад.
Но сначала биография Александра Скипальского.
Справка:
Генерал-лейтенант Александр Скипальский родился 12 марта 1945 в селе Выжгов Любомльского района на Волыни. Среднюю школу и техническое училище закончил в городе Енакиево Донецкой области. Затем — Московское высшее пограничное училище, а также факультет контрразведки Высшей Краснознаменной школы КГБ СССР. Более 10 лет служил на Курильских островах и на Дальнем Востоке. В Украину вернулся в 1987 году.
Был начальником Управления военной контрразведки СБУ, начальником Главного управления разведки Минобороны, председателем Союза офицеров Украины.
Во время второго созыва Верховной Рады Украины стал народным депутатом. Был членом Комитета по вопросам обороны и государственной безопасности. Работал заместителем председателя СБУ, заместителем министра по вопросам чрезвычайных ситуаций. После «Оранжевой революции» назывался одним из наиболее реальных кандидатов на должность главы СБУ.
Еще несколько лет назад Александр Скипальский возглавлял управление СБУ в Донецкой области, был руководителем службы охраны Виктора Ющенко, председателем Союза офицеров Украины, является почетным председателем МОО «Волынское братство», а также почетным председателем правления Объединения ветеранов разведки Украины.
Роман Скрыпин: Господин Скипальский, или СБУ равна КГБ, как сейчас многие говорят? В частности, в интернете много говорят, что оказывается, у нас нет СБУ, у нас есть КГБ УССР.
Александр Скипальский: Я бы не сравнивал, потому что СБУ в КГБ еще достаточно далеко. Возможно, только определенные элементы негативизма, который несла в себе бывшая КГБ, кое в службе перехватывает и старается внедрить в жизнь, поэтому у людей по стереотипу складывается такое впечатление.
— Вы думаете, это безосновательно? Если посмотреть на функции СБУ, скажем, за Президента Кучмы, определенный может и репрессивный орган, но который не брался за уголовные сугубо дела, дела, которые имела нарушать прокуратура. Это например злоупотребления в банковской сфере. То, что сейчас происходит с оппозицией — она же не ходит в прокуратуру или в милицию, она ходит в СБУ. В частности, Турчинов. Вы знаете все эти вещи. Как объяснить?
— Вы настолько объемно поставили вопрос, что для этого нужно определенное экскурс.Я бы начал с того, что 20 сентября 1991 Верховная Рада приняла постановление о ликвидации КГБ УССР и создания СБУ. Там четко было сказано, что вновь созданная Служба национальной безопасности не является правопреемником, а является новой структурой уже независимой Украины.
Поэтому я бы хотел, чтобы наше общество понимало, что все эти документы, архивы не перешли автоматически на СБУ. Она не несет бремя прошлого на себе. По крайней мере, не должна нести.
Но сложилось так в Украине, не было выстроено четкой программы развития нашего государства. Если коснуться немного политики, то ключевая ошибка национал-демократических сил была сделана на III съезде Руха, когда на предложение Президента Кравчука национал-демократы отказались идти во власть. Еще они потом на эти грабли наступали не один раз.
Тогда Леонид Кравчук должен вернуться к старой номенклатуры, в том числе к старой номенклатуре и в органах СБУ, которая всегда занимала выжидательную, а иногда и соглашательскую, позицию. Например, выборы Президента Кучмы. Кто стоял перед дверью штаба? По словам Табачника, стояло руководство тогдашней службы, которое было готово служить новому Президенту.
И так постоянно. У нас СБУ, ее сотрудники, служат не народу, не стране, а определенной или политической силе, или определенным личностям. Поэтому так складывается ситуация.
— Разве это компетенция СБУ? Вот я читаю заголовки … Я не являюсь адвокатом оппозиции, но например, Хорошковский заявляет, что банк «Родовид» разграбили депутаты Верховной Рады? Разве это полномочия СБУ заниматься конкретным банком? Мне кажется, что этим должна заниматься прокуратура и правоохранительные органы, но не Служба безопасности государства.
— Может я в чем ретроградом, но мне кажется, что СБУ имеет отношение к любой сферы, которая касается сферы национальной безопасности, в том числе и финансовой сферы безопасности. Но она касается с позиций защиты этой банковской системы от усилий извне, от подрыва этой банковской системы, а не от преследования определенных персоналий.
Если следовать правилам, которые установлены сегодня руководством СБУ, то в них надо спросить (или у их предшественников), где они были раньше, когда в этом банке создавалась такая ситуация. Почему не было потрачено усилий, чем не заняла соответствующую позицию служба и не допустила такого развития событий?За это тоже надо отвечать. Поэтому это все, будем говорить, ситуативно.
Я вашу позицию понимаю и разделяю, что СБУ не должна иметь хаотический, выборочный подход, вмешиваться в те дела, которые не имеют отношения к угрозе сфере национальной безопасности. Поэтому общество во многом не понимает. И я думаю, для того, чтобы мы с вами более предметно, более доступно объясняли слушателям, давайте перейдем на каждое конкретное вопрос, где я попытаюсь дать свое экспертное видение.
— Вопросов очень много. Сейчас интересует, почему функции СБУ пересекаются на сегодняшний день с функциями правоохранительных органов?
— Тогда, позвольте, я объясню отношении господина Турчинова.
До господина Турчинова там вопросы, связанные с газом.
— Да. Речь идет о контрабандных акции, когда таможня не должна была возбуждать, по утверждению СБУ. Поскольку здесь есть таможня, есть определенные контрабандные признаки, а статья «контрабанда» относится к компетенции СБУ, то под требованием закона и уголовно-процессуального кодекса СБУ занимается.
Другое дело, каким образом занимается. Но поймите, что не совсем в службе безопасности не понимают, какую основание или какую взять основу для заведения той или иной дела (или оперативно-розыскной, или уголовной) с соответствующим окраской.
— Наш слушатель Сергей из Запорожья спрашивает: насколько корректно для главы СБУ на вопрос о финансировании концерта во Дворце «Украина» (речь идет о 18-летия создания СБУ) отвечать, что он лично был спонсором.
— Моя позиция, что вообще некорректно было господину Хорошковскому соглашаться на занятие такой должности.Он, как видим, есть успешный менеджер, бизнесмен, имеет определенные накопления. Идти по бизнесу, присоединять к бизнесу и погоны, т.е. соответствующую службу — это нонсенс. Пребывания его на службе носит некий неклассический характер, а странный. Именно поэтому ни наше сообщество, ни зарубежная сообщество не может найти ответ, как это случилось.
— У нас есть слушатель. Слушаем Вас.
Слушатель: Добрый вечер. Я Николай Григорьевич из Киевской области. Согласен с вами относительно Хорошковского.
СБУ у нас вроде бы есть, но вообще ее словно нет.Потому что она, кроме ввязывание в разборки, ничего больше не выполняет, на мой взгляд. Те все газовые схемы, когда господин Бойко подписал, будучи в Швейцарии, одной рукой — договор от государства, а второй рукой — договор от «РосУкрЭнерго», и газовые хранилища эксплуатировали за бесценок. Не кажется ли Вам, господин Скипальский, что у нас СБУ не выполняет свои функции?
Александр Скипальский: Я так не могу сказать, потому что в СБУ работают тысячи людей, которые выполняют свои обязанности на своем уровне. Но в целом, если рассматривать по реализации стратегических задач, то СБУ на протяжении всего своего существования не сумела превратиться в государственную структуру, которая ни на йоту не отступает от принципов национальной защиты, интересов. Тогда она бы не позволяла никому, тогда мы не имели бы олигархов, мы тогда не имели бы такого вывоза капитала за границу.
Украина на протяжении 10 лет была страной с открытой дверью, когда в дом заносили одну буханку хлеба ежедневно, а выносили 5-6 буханок. Наконец концов в доме не будет хлеба.
Так и в Украине происходило. Инвестиции составляли, например, 10 миллиардов. А следовало из Украины 60-70 миллиардов. Поэтому безусловно помехой, в первую очередь, должна была стоять СБУ. Но ее под разными предлогами, под предлогами назначения людей, заглядывали в рот руководству, прислужувались, за ту ситуацию, которая сложилась в Украине, какой-то степени несет моральную ответственность бывший и нынешний руководящий состав СБУ.
Роман Скрыпин: Если говорить об СБУ, то она не сконцентрирована только на лицах. Но мы имеем прецедент, когда председатель СБУ является фактическим владельцем крупнейшего в Украине телевизионного медийного холдинга, это более 35% рынка, и это признал Антимонопольный комитет. Этот человек входит в Высший Совет юстиции, и здесь сомнительные основания назначения, потому что господин Хорошковский не имеет 10 лет юридической практики. И если продолжать дальше, то этот человек (направления или не направлении) связана с такими персоналиями, как господин Фирташ, а господин Фирташ связан с господином Бойко.
Господин Хорошковский, между прочим, работал долгое время в России, где возглавлял «Евразхолдинг», он не жил в Украине. И здесь есть вопросы конфликту интересов. Или оно имеющееся? И в таком случае он должен был возглавлять СБУ?
И мог бы, представим себе, что агент ФСБ становится главой СБУ? Как проверить, является господин Хорошковский возможно агентом ФСБ? Потому что на мой прямой вопрос во время встречи он сказал, что он не является агентом.
— Позвольте на последний вопрос я не буду отвечать хотя бы с точки зрения этики. Я принадлежу к тем работникам, которые никогда не будут раскрывать свою агентуру.Поэтому комментировать вопрос возможной его причастности, во-первых, у меня нет оснований. А во-вторых, я не желаю об этом говорить в открытом эфире, потому что это тама для закрытых способов, форм и методов деятельности.
Давайте вспомним слова господина Наливайченко, который сказал, что он встретил господина Кислинского в коридорах на Банковой и предложил ему прийти заместителем службы, и он предложил должность господину Хорошковскому. Указ о назначении первым заместителем председателя Хорошковского, который на первом же совещании сказал, что теперь он руководит СБУ, а не Наливайченко, сделал господин Ющенко.Тогда доеднайте до тех фамилий, которые Вы называли, еще и господина Ющенко.
— Это вторая часть вопроса. Чем так дорогой господин Хорошковский был Ющенко, Тимошенко? Чем он такой милый господину Януковичу теперь?
— Я думаю, что его гениальность состоит в искусстве быть менеджером и удовлетворять всех, кто над ним. Умело удовлетворять, обещать и т.д. Другим просто объяснить мне трудно.
— В газовых вопросах, к которым не причастен напрямую председатель СБУ, давайте посмотрим, о чем речь.
Украина в газовых взаимоотношениях имеет дело с российской государственной монополией «Газпром». И здесь надо говорить о государственной опасности Украине (энергетическую, в первую очередь).Получается, что газ у нас любят абсолютно все политики.
— Главную опасность, мне кажется, надо видеть в вопросе, почему в Стокгольмском суде не было третьей стороны — российского «Газпрома»? Первый вопрос — к тем, кто тогда руководил, почему они отозвали свои показания о причастности третьей стороны? Вопрос к институтам сегодня — почему они не привлекают? Тогда решение Стокгольмского суда было бы совсем другим. Наверное кто-то надеется получить приятное с распределения тех средств, которые будут отобраны у украинского общества.
— Что там говорить, если «Газпром» — известная структура в Европе. Если говорить о чистоте эксперимента, давайте вспомним бывшего канцлера Германии, который начал работать с «Газпромом», и не видит в этом ничего удивительного. Можно говорить и о других европейских политиков, которые так же сотрудничают.
— Давайте немного пошутим: газ чуть пахнет, а деньги от него — нет. Поэтому любят деньги.
— Деньги воняют, потому что в действительности природный газ вообще не имеет запаха.
— О! Это вы напоминаете мне одного известного экс-руководителя, который также говорил о «вонючем газе», но деньги от этого вонючего газа любят все.
— У нас есть следующий слушатель.
Слушательница : Это Татьяна из Киева. Почему в Украине за деньги налогоплательщиков СБУ превращается в НКВД? Спасибо.
Александр Скипальский: Я очень обеспокоен. И как ветеран этой службы несу моральную ответственность, что общество начинает оценивать и имеет для этого соответствующие основания.
А все это делается потому, что те, кто неискренне беспокоится за будущее ваше, наших детей, внуков, а прикрываются ширмой, хотят использовать СБУ для того, чтобы либо напугать людей, либо одних бизнесменов поддержать, прибыли других уменьшить, то есть используют службу не по назначению.
Мы все с вами в обществе должны не допустить этого, потому что это не столько опасно для нас с вами (ибо в Службе безопасности есть много молодых патриотически настроенных людей, не превратятся в энкаведистов сталинских или гестаповцев), но сдерживать нужно всем. Даже наша сегодняшняя передача играет свою сдерживающую функцию. Поднимемся, не допускаем. Вы платите деньги, служба должна служить исключительно вам.
Роман Скрыпин: Есть ли какие предохранители, поставленные в украинском законодательстве, в самой системе, чтобы СБУ никогда не превратилось в КГБ, НКВД или нечто подобное?
Полное интервью на сайте Радио Свобода