Новая редакция закона «О языках в Украине» от коалиции, или пособие, как уничтожать Украинское
Недавно в Верховной Раде Украины представителями коалиции — А. Ефремовым (Партия регионов), П. Симоненко (КПУ) и С. Гриневецким (блок Литвина), был зарегистрирован проект Закона «О языках в Украине» (рег. N1015-3). К сожалению, так сложилось в Украине, что в начале каждой избирательной кампании антиукраинские политические силы считают своим долгом нарушить чувствительное языковой вопрос, стремясь получить определенные политические дивиденды и одновременно выслужиться перед своими «патронами» из Москвы, демонстрируя как они якобы «защищают» русскоязычное население в Украине.
С приходом к власти в Украине откровенно антиукраинских сил, российская властная верхушка, которая до сих пор не может смириться с восстановлением Украиной независимости, в очередной раз руками представителей «пятой колонны» пытается вернуть наше государство в сферу своего влияния.
Гуманитарная сфера стала одной из главных тем, на которую «русское лобби» в Украине сделало ставку. Иногда кажется, что для Кремля «закрепощения» Украина в гуманитарной сфере даже важнее, чем экономические интересы. Ответ здесь на поверхности, ведь речь является одной из основ государственности. Создав с Украиной полностью русифицируемое территорию, можно поставить под сомнение государственность. Не зря от российской властной элиты можно часто услышать высказывания, что интересы России повсюду, где звучит русская речь. Идея защиты «русскоязычных населения» становится почти государственной доктриной. Именно поэтому идет наступление на украинскую духовность через русскую православную церковь и идею «русского мира», навязывается русская культура, язык, русская модель «управляемой» демократии. И пятая колонна в Украине это с упорством реализует.
Возникает вопрос: языковой вопрос на сегодня актуальным для украинского? Ответ однозначный — нет. Согласно социологическому исследованию, проведенного Фондом «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива и социологической службой Центра Разумкова в июне этого года только 7,6% украинских граждан среди приоритетных проблем, подлежащих немедленному решению нынешней властью, считают языковой вопрос. На первом месте по-прежнему остаются вопросы повышения социальных стандартов и борьбы с коррупцией. Полный провал нынешней власти в экономике и социальной политике, Президент и коалиция пытаются компенсировать якобы выполнением своей (читай — кремлевской) предвыборной программы.
Возвращаясь к вышеупомянутому законопроекту о языках в первую очередь хотелось бы посоветовать его авторам изменить его название например на «О уничтожения украинского языка и развитие русского языка в Украине».
Ознакомившись с текстом законопроекта, можно констатировать, что основной его целью является вытеснение украинского языка из всех сфер общественной жизни. В законопроекте не упоминается о мерах, направленных на защиту украинского языка. Лишь указывается на то, что «украинский язык как государственный язык обязательно применяется на всей территории Украины при осуществлении полномочий органами законодательной, исполнительной и судебной власти, в международных договорах, в учебном процессе в учебных заведениях в пределах и порядке, определяемых настоящим Законом«(часть 2 статьи 6 проекта).
Вместе с тем, что касается русского языка, то она по мнению авторов законопроекта, «является родным или такой какая повседневно пользуется большинство граждан Украины, общепринятой, наряду с украинским, языком межличностного общения на всей территории Украины «(часть 1 статьи 7 проекта). Таким образом, на законодательном уровне планируется закрепить откровенную ложь, поскольку согласно данным всеукраинской переписи населения родным языком украинский для себя считают 67,5% граждан Украины, а русский — 29,6%.
Главная зацепка для так называемой защиты русского языка, которым умело манипулируют, является Европейская Хартия региональных языков или меншинних языков.У меня как у человека, возглавлявшая межведомственную комиссию по подготовке к вступлению Украины в Совет Европы, и лично знает все нюансы Европейской хартии региональных языков или меншинних дескать, не может не вызывать удивления то, как авторы законопроекта искажают положения этого международно-правового акта. Ведь Хартия (название которой,-вещи неправильно переведена на украинский язык) направлена на защиту не языков национальных меньшинств, которых в Украине более 100, а как следует из самой Хартии — на защиту культурного разнообразия Европы. А этого можно достичь путем защиты редких языков, находящихся под угрозой исчезновения.Такими уникальными языках для Украины, например, крымскотатарский, караимский, кримчатська, гагаузский языки, идиш.
Стоит угроза исчезновения перед русским языком? Пройдитесь по улицам, загляните в киоски с прессой. На сегодня соотношение русскоязычных газет и журналов до украинском составляет 68% на 32% и 90% на 10% соответственно. На 9 книг на русском языке приходится 1 украинских. То же касается и языка преподавания в учебных заведениях в регионах, где проживает преимущественно русскоязычное население. Сейчас в Украине меньше всего школ с украинским языком преподавания в Автономной Республике Крым — всего 7, а в Севастополе — 1, остальные 60 — с русским языком преподавания.
Что касается «подводных камней» законопроекта, то вся его суть заложена в части 3 статьи 8, согласно которой «в каждой речи, определенной в части второй настоящей статьи (прим. — рОсийская, белорусский, болгарский, армянский, гагаузский, идиш, крымскотатарский, молдавский, немецкий, новогреческий, польский, ромский, румынский, словацкий и венгерский) применяются меры, направленные на использование региональных языков или языков меньшинств, которые предусмотрены в настоящем Законе, при условии если количество лиц, — носителей регионального языка, проживающих на территории, на которой распространена эта речь, составляет 10 процентов и более численности ее населения «. Понятно, что такими преференциями будет пользоваться в первую очередь русский язык как наиболее распространенная среди языков национальных меньшинств в Украине. Установление 10% «барьера» фактически означает, что русский язык может быть региональным в любой области Украины.
Какие же «меры защиты» предусмотрены законопроектом для региональных языков. Их перечень достаточно широк. Это и опубликования актов высших и местных органов государственной власти, органов местного самоуправления государственным и региональным языком, использование регионального языка в делопроизводстве и документации органов власти, судопроизводстве, науке, культуре, средствах массовой информации.
«Интересными» является положение части 1 статьи 14 проекта, согласно которой паспорт гражданина Украины и сведения о его владельце, вносимые в него выполняются на государственном и русском языке (без привязки к региональной).
Отдельное внимание стоит обратить на статью 21 проекта «Язык образования», которая пронизана украинофобией. Согласно части 3 настоящей статьи «потребность граждан в языке обучения определяется в обязательном порядке по заявлениям о языке обучения …».«Государственные и коммунальные учебные заведения в установленном порядке создаютотдельные классы, группы, в которых обучение ведется на другом языке, чем в учебном заведении в целом, при наличии достаточного количества соответствующих заявлений о языке обучения от учащихся, студентов «(часть 4). «Во всех общих средних учебных заведениях обеспечивается изучение государственного языка и русского языка. Объем изучения русского языка определяется местными советами в соответствии с законодательством об образовании с учетом распространенности этого языка на соответствующей территории» (часть 7).
В случае принятия этого проекта в следующей редакции не за горами то время, когда как в украинских школах, так и высших учебных заведениях, даже национальных, будут создаваться, если повезет, отдельные классы / группы с украинским языком обучения. Все остальное — будет полностью русифицированной.
Хорошо осознавая, какую истинную цель преследует законопроект 1015-3, только улыбку вызывают положения преамбулы законопроекта, согласно которым этот проект предоставляет «важное значение укреплению статуса государственного — украинского языка как одного из решающих факторов национальной самобытности украинского народа, гарантии его национально-государственной суверенности «. Другими словами — так будем укреплять украинский язык, что от нее ничего не останется. Цинизма авторов не имеет границ!
Безусловно, в таком варианте этот закон нельзя принимать. Он является убийственным для украинского языка. Мною подготовлены десятки поправок к законопроекту и они будут представлены. Но надежд, что к ним прислушиваются коалицианты очень мало.Безусловно, оппозиция должна использовать все средства, чтобы не допустить принятия этого законопроекта.
Но что же делать украинским в своем государстве, когда государственный язык все годы была и остается униженной? Для этого нужно одно — использовать украинский язык ежедневно и ежеминутно. Есть множество примеров, когда дома используется украинский язык, а на работе или на улице — русский. Именно на таких украинцах спекулируют промосковские силы.
Пренебрегая родном языке, украинском, сами того не понимая, становятся слепым орудием в руках тех, кто уничтожает украинскую государственность. Чтобы не быть слепым орудием в чужих руках, нужно самому стать тем, кто держит оружие. Использование украинского языка — лучшее оружие, чтобы защитить Украину!
Борис Тарасюк народный депутат