«Страх у нас в генах» /Die Presse/
Чего боятся украинцы? Табачник пугает студентов, Хорошковский — ректоров и журналистов, Янукович — парламент. Пока большинство населения все же довольна властью. Но если голубой лагерь так и не внедрит неотложных реформ, не за горами следующее оранжевое восстания, пишет Буркгард Бишоф в австрийской Die Presse.
Новое правительство смотрит на Москву, возвращается дух советских времен. Это — путешествие глубоко расколотой страной.
Наконец экспресс-поезд № 169 «Киев — Львов» трогается с места. Жара этим летом так накалило кровля вагона, внутри пассажиры чувствуют как в инкубаторе. Умываясь потом, они заливаются холодными напитками, купленными на киевском вокзале. Проводника неоднократно просят, ну ка дружище, включите кондиционер. Но тот сухо объясняет, что кондиционер работает, только когда поезд в движении.
Поезд едет на запад, проводник крутится тут и там, продавая напитки с легкой закуской. Тогда начинается развлекательная программа, мигает экран на передней стене. И что же показывают? Более часа маршируют солдаты, идут танки, за ними тягачи с тяжелыми ракетами на прицепе, голубое небо бороздят вертолеты и самые военные самолеты. Между тем камера показывает сцену с политиками всего мира, которые завороженно наблюдают это боевое действо. То, что предлагается для просмотра в экспрессе № 169, является нынешним московским парадом ко Дню Победы на Красной площади. Значит, военная спектакль должен поразить критичных к России западных украинских, которых наверняка большинство среди пассажиров? Или наоборот разозлить?
В ушах у нас до сих пор стоят слова Бориса Тарасюка, бывшего украинского министра иностранных дел и председателя традиционной партии «Движение», который за несколько часов до того заявил в киевском ресторане перед группой политиков Австрийской народной партии: «Российская элита переносит языков вирусе имперские устремления. Она хочет доминировать в Украине, равно как в Беларуси, хочет политически, экономически и культурно на нас влиять. Украина должна делать то, что нравится Кремлю. И именно это и делает новая власть в Киеве во главе с Виктором Януковичем ». Но нам не верится, что до нового киевского прислужничества Москве принадлежит ощасливлення пассажиров-галичан фильмами о российских триумфальные парады.
Это факт, что сердце Западной Украины в связи с ее специфической историей бьется по-другому, чем сердце остальной Украины: в политике, религии, культуре. Здесь смотрят на Запад. И когда наряду с начала года в Киеве снова, после многолетнего интермеццо, заправляет политическая узел с востока на запад возвращается страх. «Страх у нас в генах, — комментирует профессор во Львове, — мы просто слишком много всего пережили в истории». Она подразумевает, что через этот край с востока на запад и с запада на восток постоянно волочились разные войска.
Но откуда сейчас в западных украинцах страх? Вокруг и близко не видно войск, которые могли бы снова сюда прийти и опустошить все и вся. В Ивано-Франковске, бывшем Станиславе, а теперь воспетом родном городе многих выдающихся украинских литераторов, региональный политик из партии «Движение» насчитывает три опасности в политике нового киевскому руководства: «Во-первых является риск распродажи земли. Там, в Киеве, не против разбазарить россиянам наши трубопроводы, атомные электростанции, крупные заводы и черноморские порты. Во-вторых, новые чиновники начали наступление на демократию — маргинализируя парламент и затыкая рот СМИ. И в-третьих, они борются против украинской: наша история переписывается и состоит заново с российской точки зрения, откуда следует, что юго-восток и центр образуют настоящую Украину, а запад — то только приклеена часть. Хотя именно Западная Украина всегда хранила украинскость ».
То что происходит в Киеве, что первые месяцы правления Виктора Януковича нагнали такого страха галичанам? Многочисленные наблюдатели, киевские представители западных неправительственных организаций, почти поголовно указывают на авторитарные наклонности настоящего правителя, проявившиеся уже за первые его 100 дней. Одна аналитик сказал: Новая власть — это старые игроки. «Гомо советикус» украинского пошиба вернулся к управлению и делает это так, как в, казалось, давно прошедшие времена.
Виктор Янукович принял президентство в Украине 25 февраля и сразу же с жаром принялся перекрашивать Украину: из оранжевого, цвета сторонников предыдущего президента Виктора Ющенко, на голубой, цвет Януковичевои Партии регионов. Повсюду в стране намечены голубые бонзы. Путем нарушения Конституции, как уверены многие украинские и иностранных юристов, в парламенте была сформирована пропрезидентское большинство и отправлены в отставку воинственного премьер-министра Юлию Тимошенко. Новым главой правительства Янукович назначил своего верного сторонника Николая Азарова, позволив ему собрать поистине монструозной кабинет — на 29 членов.
Некоторых этих министров можно воспринимать только с сарказмом. Например, Дмитрия Табачника поставили министром образования и науки, хотя ему хватает квалификации для такой ключевой должности. На всю страну он прославился, заявив со вкусом о земляках в Западной Украине, что «это лакеи, только научились мыть руки». Западные украинские, мол, слишком вестернизированной, чтобы быть настоящими украинскими. Мало того. Табачник требует, чтобы Вторая мировая война в Украине снова официально называлась согласно советско-российской интерпретацией — «Великая Отечественная война» — и чтобы соответственно были переписаны школьные учебники. Его не угнетает, что в южно городе вновь установлен памятник Сталину. Логично, что и Украинская Повстанческая Армия (УПА) и Организация Украинских Националистов (ОУН), которых широко и открыто чествует западноукраинское население за их борьбу с Красной Армией, для него не более как «коллаборационисты» (с нацистской Германией. Во Львове и среди студенчества в Киеве сразу вспыхнули протесты против министра.
Так же противоречивой фигурой голубой властной машины является Валерий Хорошковский. Этого экс-банкира, стального предпринимателя и медиа-магната Янукович сделал председателем Службы безопасности Украины (СБУ). И тот немедленно послал своих агентов к ректора Украинского католического университета во Львове, Бориса Гудзяка. Они рассказали ректору, что его долг — предостеречь студентов от «возможных незаконных акций политического характера», читай: удерживать их от выступлений против правительства. Ему сказали подтвердить подписью, что он принял во внимание это предупреждение СБУ. Вместо подписываться Гудзяк публично рассказал о попытках давления, и Хорошковскому пришлось извиняться.
Изначально Хорошковский взялся за критических журналистов и СМИ. Здесь надо отметить, что глава службы безопасности одновременно владельцем ведущего на рынке медиа-холдинга Inter Media, который опять же возглавляет его супруга Елена. Кроме того, Хорошковский заседает в Высшем совете юстиции Украины.
Вскоре послышались жалобы журналистов, которые систематически прослушивают, в украинских редакциях снова вводится старая практика сверху насаждаемая самоцензуре. Киевский суд постановил, что независимые телеканалы «5 канал» и «ТВi» должны отдать полученные в январе частоты. Угадайте, кто добился этого лишения лицензии? Группа Хорошковского Inter Media.
Организация «Журналисты без границ» забила в июне тревогу: «Независимость и плюрализм медиа в Украине под угрозой. Правительство систематически применяет цензуру ведомства давят на сотрудников СМИ и пытаются их запугивать. Зафиксированы нападения милиции на журналистов и их аресты.
Главным проектом Януковича в ближайшее время является восстановление президентского правления — из полнотой власти российского президента. Парламенту, как в России, будет принадлежать исключительно кивать на решение президентской администрации, дискуссии относительно законов и договоров нежелательны. Противоречивый договор с русскими от апреля о продлении аренды для российского Черноморского флота до 2042 года в обмен на более дешевые газовые поставки был принят в украинском парламенте за 10 минут, что привело к славному депутатского боя с яичным метанием и кулачками. Правда, с первого разгона в июле Янукович не смог вернуть прежние президентские полномочия, но в сентябре он попытается еще раз.
А вот из насущных реформ — в здравоохранении и пенсионной системе, стабилизации государственных финансов и повышении энергоэффективности, децентрализации управления и возрождении села, содействии малому и среднему бизнесу и модернизации научно-образовательного сектора — вне громкими заявлениями и еще большими планировочными комитетами сделано мало что либо ничего.
Впрочем, нельзя сказать, будто большинство украинского населения проклинает Януковича и его голубую клику. 65% украинских в июньском опросе выразили удовлетворенность его президентством. Это немало, если вспомнить, что во втором туре за него проголосовало только треть украинского электората. Глава института, проводящего опрос, Владимир Фесенко, на эту тему говорит: «Президент хочет сторговаться с избирателями: я вам облегчение будни, а вы не вмешивайтесь в мою управления страной». Плюс украинскому населению очень сильно действовали на нервы бесконечные распри прежних оранжевых чиновников, затяжные ссоры президента Ющенко и премьер-министра Тимошенко. Особенно быстро провал оранжевых отрезвил украинскую молодежь.
Но когда Янукович и в дальнейшем вместо модернизации страны займется консолидацией власти, то в Украине скоро снова может взорваться оранжевый бунт, восстание гражданского общества. Вот как проясняет ситуацию один львовский политолог, работающий с политически активной молодежью: «Борьба за будущее Украины начинается с борьбы против политического разочарования молодых».