Цветные революции чернеют /ISN Швейцарія/
Американцы не оплачивают демократию. Поддержав 5-7 лет назад Оранжевую, розовую и тюльпановую революции через финансирование неправительственных организаций, США теперь отстранились от региона. Но «загрузившись» перезагрузкой с Россией, Обама забывает, что настойчиво возрождает свою «сферу влияния», пишет Джон Дейли для швейцарского онлайн-проекта ISN.
Постсоветская общественность устала от пустых обещаний, и если Вашингтон хочет реализовать свою самопровозглашенную миссию и повести их к демократическому, капиталистического будущего, ему следует серьезно задуматься о своей политике — пишет Джон Дейли в рубрику «Безопасность».
Несмотря на печальный удел двойной войны, которую администрация Буша затеяла в Ираке и Афганистане, Вашингтон и дальше действует с убеждением, что американскому руководству не только нужна, но и безумно желанная во всем мире. Особенно — на поле руин, что осталось после краха СССР в декабре 1991 года, когда появились 15 новых государств.
По правде, СССР начал распадаться еще за несколько лет до того; Восточная Европа медленно снимала с себя путы социалистических систем, навязанных вместе с западным походом Красной армии конце Второй мировой войны.
После дезинтеграции Советского Союза Восточная Европа и три балтийские государства Эстония, Латвия и Литва поспешили присоединиться к западным структурам, от ЕС до НАТО. Для остальных 12 республик бывшего СССР, в течение трех поколений связанных воедино социалистическим экспериментом Ленина, дорога к мировой интеграции оказалась значительно каменистой, и этот процесс еще незавершенный.
Запад, во главе с США, как только возможно эксплуатировал надежды многострадальных советских народов на лучшее будущее, и кульминацией стали «цветные революции» 2003-2005 годов в Грузии, Украине и Кыргызстане.
Спустя почти два десятка лет от развала СССР и полдесятка от «свободы» западные цели двух из этих революций изувечен: и Украина, и Кыргызстан отказались от них, окунувшись в беспорядок.
Президент Грузии Михаил Саакашвили неустанно враждует со все напористым соседом. Последствия такой близорукости является зловещими как для постсоветского пространства, для все более зависимой от российского импорта энергоносителей ЕС, так и для окончательного успеха операций в Афганистане под руководством США.
Тотальное незнание администрации Обамы историческими устоями постсоветского пространства, обращаются спиной к западным образцам, символически наглядно представлены в снимках госсекретаря Хиллари Клинтон, как она дарит российскому министру иностранных дел Сергею Лаврову кнопку «перезагрузка»: слово «перезагрузка» написано неправильно — «перегрузка», а это означает перегрузку.
Недавние события в Кыргызстане показали, что постсоветская общественность устала от пустых обещаний, и если Вашингтон хочет реализовать свою самопровозглашенную миссию и повести их к демократическому, капиталистическому будущему, ему следует серьезно задуматься о своей политике.
Грузия
Революция роз в ноябре 2003-го, которая привела Саакашвили к власти, была первой из так называемых цветных революций. Как позже произойдет и в Кыргызстане, американские неправительственные организации помогли профинансировать оппозицию к тогдашнему президенту Эдуарду Шеварднадзе (по иронии, то был одним из помощников советского президента Михаила Горбачева в окончании холодной войны.
Грузинский парламентарий впоследствии оценил размер американской помощи НПО в 42 миллиона долларов, а миллиардер Джордж Сорос, выступая в Грузии 2005 года, сказал: «Я очень доволен, горжусь вкладом фонда в подготовке грузинского общества к Революции роз, однако роль фонда и моя личная роль слишком преувеличены ».
Саакашвили активно продвигает рыночную экономику, а самое важное, что он сделал ради американской поддержки, — разрешение на прокладку части нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, стоимостью 3 миллиарда долларов, длиной 1042 мили и мощностью 1 млн баррелей в день. Президента Саакашвили критикуют за авторитарные тенденции, однако найболее запомнилось, пожалуй, пятидневной российско-грузинской войной в августе 2008 года, когда Южная Осетия и Абхазия выскользнули из-под контроля Тбилиси.
И все же у Саакашвили есть совет президенту Бараку Обаме. Во время недавнего интервью журналу TIME он призвал президента не обольщаться улучшенными отношениями с Москвой, ведь «это не просто отказ от союзницы Грузии. Нет, Россия требует у США вернуть ей советскую сферу влияния.
Украина
Украина давно имела причины быть скептически настроенной обещаний Вашингтона. 1 августа 1991, за четыре месяца до развала СССР, тогдашний президент Джордж Буш-старший рассказал сессии Верховного Совета УССР в Киеве, что американцы «не помогать тем, кто поддерживает самоубийственный национализм».
17 лет тому на саммите НАТО в Бухаресте его сын, президент Джордж Буш-младший нажал на членов НАТО, чтобы ускорить предоставление Плана действий относительно членства (ПДЧ) в альянсе Украине и Грузии. Неуклюжие попытки Буша разозлили Москву, так и не принеся ничего ощутимого Украине, бросив на президента Виктора Ющенко и его правительство тень как на марионеток США, одновременно убедив Кремль в том, что в планах Вашингтона — окружить Россию рядом военных баз.
Оранжевой революции в ноябре 2004-го — январе 2005-го предшествовали противоречивые президентские выборы, где Леонид Кучма и его избранный преемник Виктор Янукович сошлись с Виктором Ющенко.
Прозападный Ющенко, несмотря на серьезный опыт экономиста, растратил свой политический капитал, не удосужившись реформировать украинскую экономику. Наконец, ей пришлось принять миллиарды долларов помощи от МВФ на жестких условиях (от некоторых из них пришлось отказаться, поскольку администрация Ющенко не смогла провести экономические реформы.
В январе 2010 года на президентских выборах Ющенко набрал лишь 5,45% голосов. Во второй тур вышел человек, которого он обошел пять лет назад и более склонным к реалистическим отношениям с Россией, — Янукович.
Кыргызстан
Несмотря на словесную преданность Америки киргизской демократии, в реальности единственным интересом Вашингтона в стране с 11 сентября 2001 была авиабаза в Манасе.
После массовых демонстраций Революции тюльпанов в марте 2005 года, которые устранили от власти (и сделали изгоем) президента Аскара Акаева, президентом стал Курманбек Бакиев. Киргизы увидели руку Америки в дестабилизации режима Акаева, поскольку 2004 года американские неправительственные организации начали финансировать оппозицию. После бегства Акаева директор проектов Freedom House в Бишкеке Майк Стоун сказал просто: «Миссию выполнено».
Манас был единственным, что беспокоило Вашингтон до апрельских беспорядков. На другие нужды стране выделялись мизерные суммы. Прямые инвестиции США в Кыргызстан в 2007 году составили 13 миллионов долларов, или 3% от общего потока прямых иностранных инвестиций в Кыргызстан. В первые 9 месяцев 2008 года американских инвестиций было лишь 3,5 миллиона, или менее 1% от общих инвестиций в страну. Нынешняя арендная плата за использование базы в Манасе — 67 миллионов долларов.
Что теперь?
Как бы ни были стремление Америки, а Обамина администрация остается вовлеченной в две, похоже, бесконечные войны. Исламский радикализм цветет в целом мире, глобальная экономика не выбирается из глубокой рецессии. Американский долг достиг 13 трлн долларов.
Администрация Обамы вынуждена иметь дело с наследием администрации Джорджа Буша-младшего, который провозгласил две глобальные войны — одну с терроризмом, а вторую за «демократию», — находясь в иллюзии, что двойная кампания соберет толпы во всем мире, которые будут хвалить американский альтруизм (хотя действительности Вашингтон обеспечивал американские геополитические и экономические интересы. Единственный фактор, который окончательно подкосил успех бушевскую джихада на постсоветском пространстве, можно подытожить словами стратега кампании Билла Клинтона Джеймса Карвилла: «Это экономика, дурак».
Через 19 лет после коллапса коммунизма большинство бывших советских граждан не живут лучше. Их недовольство ощутимое как на выборах в Украине, так и на улицах Кыргызстана.
«Перезагрузка» действительно нужно, но в Вашингтоне. Если Вашингтон искренний относительно распространения демократии и капитализма на постсоветском пространстве как антидота к возрождению российского влияния, то он должен закатить рукава и начать перестройку общественных организаций, а также дать существенную помощь, которая улучшит жизнь рядового Ивана Ивановича, а не смотреть на регион через двойную призму эксплуатации дешевых источников энергии и военного транзита.
Как доказали январские выборы в Киеве, риторика Вашингтона после почти двух десятилетий приелась. Россияне в крайней мере знакомы и не болтают банальностей о замечательных преимущества демократии и свободного рынка.